Понятийный аппарат специальной педагогики
Как самостоятельная отрасль педагогического знания специальная педагогика находится в постоянном развитии, ее понятийный аппарат, система знаний продолжают состоять в зависимости от социально-экономических и социокультурных изменений в обществе и концепций помощи детям с особыми потребностями. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней, основные положения ее становятся определяющими в поддержке детей с особыми потребностями, разработке государственной политики в отношении них в сфере образования и соответствующего ее реформирования. С этой целью вводятся в действие специальные программы, планы действий, мероприятий, приказы, распоряжения и инструктивные письма. Активными участниками по разработке и выполнению отдельных направлений названных программ и планов действий и мероприятий, проектов, реализации концепций, внедрения инноваций в сфере образования являются, психолого-медико-педагогические консультации системы образования. Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов существенно повлияло на пересмотр концептуальных основ и принципов организации и содержания деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и нашло закрепление в проекте нового Положения.
Названные обстоятельства порождают проблемы психологической готовности педагогов для консультаций к профессиональной деятельности в условиях социальных трансформаций, сопровождающихся ломкой стереотипов, необходимостью принятия новых идей и требований, необходимости в новых знаниях, в умении анализировать особенности собственной профессиональной деятельности, определять, что нужно для ее совершенствования, в частности, какие личностные качества необходимы для продуктивной социально-трудовой адаптации.
Тема развития психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности заведующих и консультантов психолого-медико-педагогических консультаций является очень актуальной и важной.
Основными задачами реализации являются:
- овладение знаниями о путях развития психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности;
- овладение методами диагностики личностных качеств и характеристик специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, актуальных для развития психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности (готовности принятия изменений, рефлективности, уровня «эмоционального выгорания», креативного потенциала и т.д.);
- развитие личностных качеств и свойств, актуальных для обеспечения психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях социальных трансформаций, а именно:
- положительной мотивации профессиональной деятельности;
- толерантности к неопределенности нового содержания работы и социально-психологического климата в коллективе;
- креативного потенциала;
- рефлексивности;
- положительного отношения к себе;
- личностной саморегуляции, способности к предупреждению профессионального стресса, «эмоционального выгорания» и профессиональной деформации личности персонала;
Вопрос правомерности использования психометрической системы для решения задач диагностики отклонений в развитии как в нашей стране, так и за рубежом, уже давно не является дискуссионным. Некоторое время предметом дискуссий главным образом был вопрос о коэффициенте интеллектуальности как адекватного показателя степени развития интеллекта и прогностическую значимость тестов. В результате таких обсуждений зрели мысли о необходимости активного поиска повышения прогностической валидности интеллектуальных тестов. В связи с этим Р. Б. Кеттел предлагает наряду с интеллектом рассматривать личностные и мотивационные характеристики индивидов. В этом плане значительный интерес вызывает исследование А. Валлона, который справедливо придавал большое значение развитию личности ребенка, которое рассматривал как целостное образование, которое интегрирует в ходе развития познавательные и аффективные процессы. Опираясь на выделение определенных стадий развития, которые в значительной степени отражают особенности аффективных, эмоциональных образований, он строил диагностику не в сравнении математических характеристик интеллектуального дефекта с определенным уровнем умственного развития, а на выделении нарушений, под которыми понимал степень интеграции и координации функциональных систем. Р. Заззо в своем исследовании, основываясь на идее гетерохронии в темпе развития психических функций, получил соответствующие типы профилей, которые определяются характером и степенью различия между различными сторонами умственного развития. Средством установления этих различий были тесты, однако интерпретация результатов опиралась уже и на качественный анализ процесса тестирования (оценка динамики познавательной активности, изменений аффективного состояния исследуемого в ходе эксперимента, отношение к заданию, типы ошибок и т.д.). В этом сходство метода Р. Заззо с патопсихологическим экспериментом.
А. Анастази и другие психологи, предлагают дополнять результаты тестирования сведениям биографического характера, наблюдением за поведением и, даже выдвигают требование учета условий развития ребенка.
В работах немецких авторов, посвященных диагностике аномалий развития, рядом с клиническим, патопсихологическим изучением ребенка большое внимание уделялось тщательному исследованию микросоциума (близких родственников, лиц, которые в той или иной степени оказывали влияние на формирование личности ребенка). При этом различные диагностические (в том числе и психометрические) методики, которые использовались авторами, служили в большей степени для предварительной ориентации перед составлением целостной программы обследования испытуемого.
В Америке Е. Хейссерман разработала для диагностики отклонений в развитии метод «педагогической оценки» или «структурного исследования ребенка», особенностью которого является качественный анализ самого процесса выполнения пробы-задачи, а не его результата. Содержанием метода есть ряд проб, каждая из которых не выходит за пределы естественного психолого-педагогического эксперимента. Разработанные автором критерии оценок действий ребенка позволяют не только констатировать качество выполнения пробы, но и определять структурный анализ дефектов психической деятельности. В задумке метода Е. Хейссерман также определение прогноза по развитию ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)