Профессиональное самосовершенствование специалистов
Основными видами повышения профессиональной подготовки консультантов и заведующих психолого-медико-педагогических консультаций являются:
- курсовая переподготовка в системе последипломного педагогического образования через систему спецкурсов (тренингов);
- профессиональное самосовершенствование, формы межкурсовой подготовки.
В содержании каждого из них предполагается углубление уровня сформированности как профессиональных, так и личностных качеств специалиста, развитие мотивации профессионального роста, активизация самостоятельной деятельности в направлении самосовершенствования. Обусловлена такая необходимость тем, что психолого-медико-педагогические консультации относятся к специальным заведениям в системе образования с особым режимом работы, что обусловлено их деятельностью, направленной на удовлетворение образовательных потребностей и психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих различные недостатки физического или психического развития и требуют особых условий обучения и воспитания и психосоциальной коррекции.
Выполнения профессиональных обязанностей заведующих и консультантов психолого-медико-педагогических консультаций происходит в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения, поскольку сопровождается негативными переживаниями, часто агрессивными реакциями родителей, которые до поры до времени не могут принять факт инвалидности их ребенка. Необходимость постоянного контроля за своими собственными чувствами и эмоциями, проявления доброжелательности, терпимости, профессионального соблюдения принципов общения в конфликтных ситуациях, приводящих к состоянию «эмоционального выгорания», требуют от работников психолого-медико-педагогических консультаций высоких моральных и психофизических затрат, а следовательно - меры по восстановлению здоровья, а также овладение знаниями о путях развития психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях постоянной психотравмирующей ситуации.
- Курсовая переподготовка. При курсовой переподготовке обязательным компонентом профессионального совершенствования этой категории слушателей должен быть специальный курс, который бы удовлетворял их потребность не только в пополнении и углублении специальных знаний по коррекционной педагогике и психологии, диагностики отклонений в психическом развитии, но и отвечал запросам практики, направленной на активную подготовку педагогических кадров для работы с детьми в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. В результате овладения такого спецкурса слушатели должны ознакомиться с особенностями социальной политики в поддержке детей с пороками развития, с принципиально новыми достижениями науки и практики в области специальной (коррекционной) педагогики и психологии, практическими технологиями.
Целью спецкурса является формирование у консультантов и заведующих психолого-медико-педагогических консультаций компетентности организации и осуществления деятельности на научных принципах и в соответствии с новыми концептуальными позициями и принципами (в контексте идей социальной инклюзии).
Задачами спецкурса являются:
- ознакомление слушателей с нормативно-правовой базой функционирования психолого-медико-педагогических консультаций;
- анализ изменений в философии и отношение к поддержке детей с особыми потребностями, усвоение научных и концептуальных основ организации деятельности психолого-медико-педагогических консультаций;
- получение знаний о стандартных правилах организации получения образования детьми с нарушениями развития в инклюзивных условиях;
- особенности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы с детьми, которые учатся в инклюзивных условиях;
- овладение знаниями об особенностях психического развития детей с различными видами нарушений, а именно: сенсорными, моторными, психическими (интеллекта, поведения);
- овладение знаниями о психодиагностике отклонений в психическом развитии детей и технологиями их осуществления.
Содержание программы учебного курса по совершенствованию профессиональной компетентности консультантов и заведующих психолого-медико-педагогических консультаций ориентировочно может содержать четыре функциональных компонента:
- информационно-познавательный (анализ ключевых научных позиций, идей, содержания законодательных регламентаций, пополнение и осмысление знаний о своеобразии психического развития ребенка, рожденного с определенным видом нарушения);
- диагностический (анализ методов психодиагностики, усвоение процедуры осуществления психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями в развитии, овладение технологией учебно-диагностического метода выяснения потенциальных возможностей умственного развития ребенка);
- практический (правила ведения документации, формирование банка данных о детях с особенностями образовательных потребностей, навыки ведения протоколов заседаний, формулирование выводов и рекомендаций на основе психолого-педагогического изучения ребенка);
- личностно-рефлексивный (развитие личностных качеств и свойств, актуальных для обеспечения психологической готовности специалиста к работе в консультации).
Ориентировочное программное содержание спецкурса (тренингов) для курсовой переподготовки заведующих и консультантов психолого-медико-педагогических консультаций:
Модуль1. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и ее влияние на деятельность психолого-медико-педагогических консультаций.
Тема 1. Анализ Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и изменений в концептуальных основах деятельности психолого-медико-педагогических консультаций.
Тема 2. Инклюзивно / интегрированные формы обучения как направление реформирования образования.
Модуль 2. Особенности развития и удовлетворения образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями и инвалидов в современных условиях.
Тема 3. Особые образовательные потребности детей с различным состоянием зрительной функции.
Тема 4. Изменения образовательной парадигмы в направлении социокультурного подхода в образовании лиц с нарушениями слуха.
Тема 5. Современные технологии раннего выявления нарушений речи у детей.
Тема 6. Особенности обучения и социально-трудовой реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями в едином образовательном пространстве.
Тема 7. Проблема аутизма у детей и особенности коррекционной работы с ними.
Тема 8. Девиантное поведение у детей, направление коррекции и пути предупреждения.
Тема 9. Психологические особенности контроля и оценки учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями.
Модуль 3. Экспертно-диагностическая функция психолого-медико-педагогических консультаций.
Тема 10. Анализ подходов к оценке психического развития и учебных трудностей детей с особыми образовательными потребностями.
Тема 11. Анализ технологии учебно-диагностического метода.
Тема 12. Процедура, диагностический инструментарий и оформление психолого-педагогического изучения детей в психолого-медико-педагогических консультациях.
Темы практических занятий:
- Анализ Положения о психолого-медико-педагогических консультациях в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Определение ведущих трудностей развития детей с различными видами нарушений.
- Составление индивидуального учебного плана.
- Ведение протокола психолого-педагогического изучения ребенка на заседании консультации.
- Профессиональное самосовершенствование, формы межкурсовой подготовки.
Профессиональное самосовершенствование можно рассматривать как формы самостоятельной активности специалиста, направленной на повышение готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях социально-экономических изменений. Среди них можно назвать следующие:
- самостоятельное изучение профессиональной научно-методической литературы с целью обновления, углубления и обобщения знаний;
- освоение лучшего практического опыта, овладение новыми методами, техниками и технологиями;
- подготовка докладов;
- проведение мастер-классов;
- сертификация собственного опыта на овладение навыками осуществления психолого-педагогического изучения в технологии учебно-диагностического метода;
- актуализация установки на развитие психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях социальных трансформаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)