Содержание деятельности: функции и направления работы
Сфера деятельности психолого-медико-педагогических консультаций - многоаспектная, направленная на выполнение различных функций и направлений работы. Ведущими функциями консультаций являются: консультативная, методическая, психолого-педагогическая, коррекционного развития, аналитическая, прогностическая, профилактическая, просветительская. Все они взаимосвязаны между собой и реализуются через различные направления и виды деятельности.
Все функции взаимосвязаны между собой и реализуются через различные направления и виды работы.
Содержание функций психолого-медико-педагогических консультаций:
- . Предусматривает предоставление специалистами консультаций разноплановых по содержанию разъяснений и советов, связанных с развитием, обучением и воспитанием детей, имеющих определенные трудности познавательной деятельности и поведения или недостатки физического и умственного развития. Консультации адресуется различным категориям потребителей. Прежде всего, это родители детей (лица, которые их заменяют), которые имеют трудности или недостатки психофизического развития; педагогические работники, воспитанниками или учениками которых являются приемные дети; специалисты органов управления образованием, ответственные за реализацию государственной политики в сфере образования и уполномоченные удовлетворять права на получение образования названной категории детей и их защита; работники служб по делам детей-сирот и мало защищенных групп населения.
- . Реализуется в предоставлении научно-методической помощи по организации учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процесса детей с особыми образовательными потребностями: учете индивидуальных проблем, применении надлежащих методов и приемов, разработке педагогической стратегии, индивидуального учебного плана, индивидуальной программы коррекции, определении учебной программы, в подборе и применении адекватных технологий (методы и приемы) учебно-коррекционной работы. Методическая помощь консультантов предусматривает также предоставление образцов занятий для родителей, которые хотят учить своих детей в семейном кругу, и для педагогов, особенно индивидуальной и инклюзивного форм обучения; предоставление необходимой научной литературы, методических программ, пособий и т. Отдельный аспект методической работы касается оказания помощи консультантами областных консультаций в налаживании эффективной деятельности районных (городских) консультаций, в исполнении должностных обязанностей их консультантов в соответствии с квалификационными характеристиками; консультантами районных (городских) консультаций - членам школьных комиссий по содержанию их функционирования.
- . Связана с собственно психолого-педагогическим изучением ребенка на специальном заседании консультации. В отдельных случаях осуществляется индивидуально, консультантом соответствующей специализации, как предварительное изучение ребенка в содержании пробных коррекционно-развивающих занятий с последующим коллегиальным обобщением результатов. По запросу родителей может осуществляться в условиях семьи, в случае необходимости - в условиях учебного заведения по инициативе команды сопровождения ребенка, который учится в инклюзивных условиях, и по согласию его родителей. Цель психолого-педагогического изучения – выяснение индивидуальных особенностей развития и общих способностей ребенка к усвоению знаний. Происходит в доступных для детей видах деятельности (игровой и элементарно-учебной), с предоставлением немедленной помощи при выполнении различных по содержанию и сложности задач в зависимости от возраста ребенка. По результатам психолого-педагогического изучения формулируется содержание Выдержки (психолого-педагогического заключения и рекомендаций) с заседания, которая является документом для предоставления местными органами управления образованием направления на обучение ребенка в учебное заведении.
- функция связана с психолого-педагогическим изучением ребенка, предвидением потенциала его развития, уровня когнитивного функционирования и определением образовательных целей на отдаленную перспективу и путей социально-трудовой реализации. Оценка потенциальных возможностей происходит с учетом сохранившихся функций и сильных проявлений развития, особенностей обучаемости ребенка, обнаруженных во время учебно-диагностического обследования.
- . В деятельности каждого консультанта предусмотрены индивидуальные коррекционные занятия с детьми и членами семьи в случае необходимости. Такие занятия не заменяют учебное заведение и предоставляются преимущественно тем детям, которые оказываются вне образовательных услуг. Они могут проводиться в различных целях: для заполнения соответствующих разделов «Карты состояния здоровья и развития ребенка», преодоление отдельных нарушений развития, которые не требуют длительного времени (например, постановку звуков при незначительных речевых нарушениях), для углубленного изучения поведенческих и регулятивных функций детей с ограниченным контактом, для отбора наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы, пробного обучения. Отдельной темой таких занятий является обучение родителей, которые хотят приобщиться к коррекционной работе со своим ребенком.
- . Функция направлена на:
- детальное информирование родителей о существующих в местах их проживания формах удовлетворения особых образовательных потребностей, условий его осуществления, объема и качества образовательных услуг. Цель его - помочь родителям сделать осознанный выбор места и формы обучения для их ребенка. Кроме этого предусматривается информирование родителей, которые хотят, чтобы их ребенок получил еще дополнительные услуги, например, во внешкольном образовании, в реабилитационных центрах. К медицинским работникам необходимо обратиться с профилактической целью, чтобы не пропустить болезни, ухудшения состояния и тому подобное;
- информирование органов управления образованием о количестве детей с недостатками в развитии по видам нарушений в регионе, определение существующих тенденций, анализ доступности и уровня обеспечения получения образования такими детьми, предоставление обоснованных предложений по улучшению удовлетворения образовательных потребностей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью в регионе.
Профилактическая функция реализуется благодаря как можно более раннему выявлению детей с пороками развития и группы риска, и обеспечение психолого-педагогического сопровождения их развития, а также воспитание, своевременное включение в коррекционно-реабилитационную работу. Это превентивные меры преодоления, или, по крайней мере, ослабления недостатков развития, а также предупреждения возникновения вторичных осложнений поврежденного развития; подготовки ребенка к сотрудничеству со взрослым, к учебной деятельности, во избежание возникновения «синдрома хронической неуспеваемости», специфических трудностей формирования школьных навыков, школьной дезадаптации. Одним из критериев высокой оценки деятельности психолого-медико-педагогических консультаций является активное выявление детей с нарушениями психофизического развития именно дошкольного возраста и обеспечения им наиболее ранней коррекционной помощи, поскольку качественная дошкольная реабилитационная поддержка таких детей является залогом успешности их обучения в инклюзивных условиях.
Просветительская функция - это распространение знаний по коррекционной педагогике среди населения региона, сообщение через прессу, радио, телевидение, научные публикации информации о определяющем значении коррекционно-развивающей работы для реализации потенциальных возможностей детей с недостатками развития, формирования оптимистической позиции относительно возможностей социально-трудовой реабилитации детей с особыми образовательными потребностями и инвалидов в социуме при рано начатой коррекционной работе. Осуществляется такая функция благодаря активному участию консультантов психолого-медико-педагогических консультаций в различных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах) через чтение лекций, выступления в учебных заведениях (педагогических совещаниях, родительских собраниях), в средствах массовой информации, интервью, разработку методических рекомендаций, сотрудничество с общественными организациями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)