Виды партнерских отношений
Консультация в составе центра практической психологии на правах юридического лица (под общим названием областной Центр практической психологии). Это новейшая модель учреждения, представляет совместное функционирование двух равноценных учреждений-партнеров (на одной территории), которые в осуществлении профессиональной деятельности имеют схожие функции. К ним относятся: консультирование, диагностика, профилактика, стимуляция и коррекция психического развития, психологическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение и т.д.). Названные виды деятельности направлены на один и тот же объект - ребенка, предметом приложения профессионального мастерства при этом выступает психическое развитие. Такая модель организации функционирования еще не получила достаточного теоретического обоснования и апробации практикой. Анализ стихийного опыта ее функционирования высветил недостатки, обусловленные нарушением паритетности во взаимоотношениях, соблюдении равенства партнеров по взаимодействию на принципах равноправного рассмотрения или решения всех производственных вопросов, касающихся профессиональных задач и интересов обеих сторон.
Модель 5, учитывая финансово-экономическое состояние образования может быть экономически выгодной благодаря использованию совместной материальной базы, административного и обслуживающего персонала, взаимоиспользования и ваимодополнения кадров на основе совмещения профессиональных обязанностей. Однако для внедрения в практику эта модель требует научной разработки нового проекта Устава, в котором должны быть определены механизмы партнерского взаимодействия смежных структур с сохранениями свойственного для них своеобразия деятельности (целей, направлений, задач).
Среди консультаций районного (городского) уровня существуют следующие организационные модели их функционирования:
Модель 1. Самостоятельное коммунальное учреждение со статусом юридического лица. С позиций законодательства неправомерно, поскольку районная (городская) консультация может создаваться отделами образования государственных администраций как структурные подразделения отделов или методического кабинета. Модель производительная, но не может рекомендоваться для развития сети районных (городских) консультаций, поскольку не предусмотрена Положением о районном (городском) отделе образования районных (городских) государственных администраций.
Модель 2. Подразделение отдела образования районной (городской) государственной администрации. Одна из самых распространенных моделей организации функционирования среди районных (городских) консультаций. Наиболее приемлемой оказалась в практике организации именно городских (районного уровня) консультаций.
К сожалению большинство районных (городских) отделов образования, как основатели районных (городских) консультаций, не соблюдают условий их создания. Так у многих из них нет помещения, далеко не всегда есть заведующий, который работает на постоянно действующей основе, консультанты не имеют должного образования, часто к работе в них приглашаются не специалисты (без соответствующего образования), в том числе и на должность заведующего. Отсутствие специальных знаний у руководителя консультации приводит к принятию ошибочных решений (заключения и рекомендаций), возникновению недоразумений с родителями. Большинство консультантов участвуют в работе районной консультации на волонтерских началах как помощники в организации диагностических заседаний, которые ответственности за содержание работы не несут.
При условии создания надлежащих условий функционирования и использования специалистов, предусмотренных штатным расписанием, на постоянной основе и с обеспечением им оплаты труда (доплата, ставка, часть ставки по совместительству, почасовая оплата труда) модель 2 является эффективной организацией функционирования районных (городских) консультаций.
Модель 3. В структуре районного (городского) методического кабинета близка к модели 2. Достаточно распространена в практике. Эффективность деятельности зависит от создания условий для функционирования. Анализ существующего опыта их функционирования показывает, что городские консультации, созданные по модели 3, имеют несколько лучшие условия, чем районные. Последние, как правило представлены только одним специалистом (чаще всего без соответствующего образования) с определенным видом оплаты труда (по совместительству, доплата, почасовая оплата), который называется заведующим консультации и по основному месту работы, и является методистом районного методического кабинета с совмещением должностных обязанностей, которых требует должность консультанта психолого-медико-педагогической консультации.
- . В системе психологической службы. По такой модели работа консультации организуется в различных вариантах:
- в структуре районного центра практической психологии на основе совмещения функций психологов Центра с функциями консультанта психолого-медико-педагогических консультаций и частичным привлечением к работе в них отсутствующих специалистов. При этом, заведующим является психолог без специального образования, в составе консультации отсутствуют дефектологи (по нозологиям) - обязательные специалисты, без которых такая организация не может существовать;
- заведующим является психолог, который работает на постоянной основе (на полную ставку или на условиях совместительства), специалисты дефектологи привлекаются на условиях почасовой оплаты труда и на общественных началах;
- объединения на общей территории служб, оказывают психологическую, коррекционно-развивающую, помощь центра практической психологии, районную консультацию логопедическому пункту учреждениям внешкольного образования на постоянно действующей основе при сохранении профессиональной автономии. Все три структуры непосредственно подчинены отделу образования, имеют разных кураторов; финансовые вопросы решает финансовый отдел органа образования. Эта модель наиболее продуктивна. Сохраняет паритетности и автономию служб.
Модель 5. Районная (городская) консультация, структурным подразделением которой является Центр ранней помощи детям. Новейшая организационная модель функционирования районных (городских) консультаций с усиленным направлением на выявление и оказание реабилитационной помощи детям с нарушениями психофизического развития, начиная с 2-х месяцев имеет важное общественное значение, привлекает внимание к ранней реабилитации нарушенного развития и создает условия для реализации потребностей населения в такой помощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)