Экспертные учреждении системы образования и их обязанности
Благодаря такой норме психолого-медико-педагогические консультации получили относительную независимость как экспертные учреждении системы образования. Их обязанностью является, прежде всего:
- изучение и объективная оценка состояния психического развития ребенка, его способности к усвоению знаний, определение актуальных задач реализации образовательных потребностей;
- детальное информирование родителей об имеющихся возможностях в регионе удовлетворить потребность их ребенка в получении образования. Поскольку право на выбор места для получения образования ребенка остается за его родителями, они имеют право на получение достоверной информации об имеющихся вариантах выбора и качества образования, которые те способны обеспечить. Специалисты консультаций должны сделать все, чтобы выбор родителей был взвешенным и сознательным.
- Одним из наиболее радикальных изменений в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций является уход от медицинского содержания выводов существующего диагноза, шифров и переход к их формулировке в контексте психолого-педагогической терминологии, а не медицинского диагноза. Вывод, который в новой редакции Положения определен как психолого-педагогический, является документом, который в компактной форме раскрывает психолого-педагогическую картину проблем ребенка, на основе оценки способности к усвоению знаний определяет учебную программу и методы обучения и воспитания, указывает на ведущие направления коррекционно-педагогического воздействия. Это связано, во-первых, с тем, что консультации являются учреждениями образования, поэтому закономерно в своей деятельности ставят образовательные цели и задачи. При этом медицинские данные врачей для специалистов консультаций очень важны, они являются одним из ориентиров в проблемах ребенка, помогают глубже понимать специфику и механизмы нарушенного развития, прогнозировать его динамику, определять системы коррекционно-развивающего воздействия. Названные параметры представляют собой психолого-педагогический аспект проблем и поэтому нуждаются в организации адекватных чисто педагогических и психологических мероприятий. Для педагогов вывод консультации с точным определением проблем ребенка в психолого-педагогических понятиях является ключевым для построения и реализации ими педагогической стратегии, выбора и применения адекватных педагогических технологий. Во-вторых, для дачи заключения по психолого-педагогическим показаниям важно учитывать утверждение в деятельности консультаций новых концептуальных основ, в контексте передовых идей социальной инклюзии. Этот факт свидетельствует о переходе от медицинской к социальной модели понимания инвалидности.
Ранее, при обследовании ребенка, фокус изучения удерживался на оценке проблем медицинского содержания: состоянии его здоровья, (то есть особенностях повреждений, болезни) и спровоцированных ними психофизических ограничений, недостатках и несостоятельности. Сейчас внимание сосредотачивается на определении сильных сторон ребенка, сохранившихся способностей функционирования, взаимодействия, контакта, общения, доступных способов усвоения знаний. Содержание выводов и рекомендации консультации ставят требования перед обществом и побуждают его к созданию необходимых условий и к использованию средств для наилучшего удовлетворения их особых потребностей.
- Разработана и закреплена последовательность действий консультации в случае, когда ее выводы по программе и методам обучения и воспитания ребенка не совпадают с медицинским диагнозом. В таком случае приоритетными являются психолого-педагогический вывод и рекомендации консультации. Ребенку рекомендуется обучение по определенной программе с испытательным сроком в течение одного года, которое предусматривает длительное изучение, сопровождающееся динамическим наблюдением педагогического коллектива и усилением его ответственности за совершение индивидуальной поддержки, своевременную смену педагогической стратегии.
- Предусмотрены меры по защите персональных данных детей, которые проходят психолого-педагогическое обучение в консультации. Такое обучение всегда происходит по добровольному обращению родителей (или лиц, их заменяющих), на основе их письменного согласия и с обязательным присутствием. «Карточка состояния здоровья и развития ребенка» как документ, содержащий разносторонние сведения о ребенке, важные для оценки его проблем, остается в архиве консультации. Предоставленные консультацией рекомендации не имеют силы предписания, а лишь рекомендательный характер. В случае, если родители не уверены в правильности выводов, предоставленных консультацией, они имеют право на их обжалование.
- Для обеспечения эффективной деятельности психолого-медико-педагогических консультаций ужесточаются требования к условиям их функционирования. Такие условия должны обеспечить те структуры исполнительной власти, которым консультации подчинены. В Положении определенные требования к организации и материально-техническому оснащению деятельности психолого-медико-педагогических консультаций, а к проведению психолого-педагогического изучения, обеспечение комфортных условий для детей во время обследования. Это предусматривает обустройство специальной комнаты зеркалом одностороннего видения и видеосистемами. Одним из условий эффективного функционирования консультаций является надлежащее количественное и качественное кадровое обеспечение; соответствие образовательного уровня консультантов по определенным специальностям. Только при таких условиях деятельность психолого-медико-педагогических консультаций может быть полноценной и продуктивной. Обобщая, можно выделить особые акценты в деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций, которые ставятся на:
- раннем выявлении детей с нарушениями в развитии и предоставлении им своевременной профессиональной коррекционной помощи; ценность раннего вмешательства оказывается в пропедевтике и профилактике возникновения вторичных нарушений в познавательной и личностной сфере детей с пороками развития;
- активном выявлении детей «группы риска» по нарушениям психического развития и проведения просветительской деятельности среди родителей, педагогов дошкольных учебных заведений и начальных классов общеобразовательных школ;
- усилении ответственности педагогического коллектива учебных заведений, школьных комиссий по своевременной смене педагогических стратегий к ребенку, которая обнаруживает признаки положительного коррекционного эффекта; к специалистам, которые сопровождают детей-сирот и лишенных родительской опеки;
- развитии сети районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций на определенных Положением условиях их функционирования;
- понимании ценности и признании приоритетности семейного воспитания для детей с особыми образовательными потребностями;
- максимальном содействии консультаций обеспечению доступности, гибкости, разнообразия и качества в удовлетворении образовательных потребностей детей в местах их проживания; создании условий для получения качественного образования; создание фонда наглядно-методических пособий для обеспечения инклюзивного образования.
Таким образом, внедрение в практику функционирования консультаций новой редакции Положения урегулирует комплекс вопросов, связанных с полномочиями и задачами психолого-медико-педагогических консультаций, сделает нормированными механизмы защиты прав, поддержки и оказания помощи детям с недостатками физического и умственного развития в доступе к получению ими качественного образования (с учетом их индивидуальных особенностей).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)