- конкретизация внесенных изменений в новой редакции Положения и раскрытие их сущности
- Утвержден статус психолого-медико-педагогических консультаций как методических учреждений системы образования. Это соответствует профессиональной компетентности консультантов, входящих в кадровый состав психолого-медико-педагогических консультаций. Каждый из них имеет свою узкую специализацию в соответствии с видом нарушений психофизического развития и готов к оказанию учебно-методических пособий. Обладая знаниями о механизмах нарушенного развития, они имеют представление о цепи психолого-педагогических деформаций психического развития и адекватные педагогические технологии, и коррекционные средства, которые способны обеспечить эффективный учебно-реабилитационный процесс.
- Закреплена многоаспектность функционирования психолого-медико-педагогических консультаций именно как постоянно действующих учреждений системы образования с постоянным составом специалистов в противовес комиссиям, с которыми они до сих пор часто ассоциируются, хотя давно и отошли в прошлое.
Медико-педагогические комиссии функционировали с середины 30-х годов 20-го века и отличались от консультаций:
- формой организации;
- формой привлечения специалистов;
- функциями и направлениям деятельности;
- философией отношения к детям с нарушениями в развитии;
- моделью понимания инвалидности.
Комиссии представляли собой ситуативные объединения педагогов преимущественно специальных школ, действовавших на общественных началах, которые выполняли только диагностическую функцию с целью отбора и комплектования специальных учебных заведений. В государственной образовательной политике по отношению к таким детям доминировал утилитарно-корыстный подход - учить тех, чьи потенциальные возможности можно использовать на благо общества. Зато деятельность психолого-медико-педагогических консультаций предусматривает широкий диапазон функций и направлений, которые кардинально меняют саму концепцию функционирования консультаций. В частности, функциями консультаций являются:
- консультационная;
- методическая;
- психолого-педагогическая;
- коррекционно-развивающая;
- прогностическая;
- профилактическая;
- информационно-аналитическая;
- просветительская.
Они реализуются в следующих направлениях практической работы консультантов: выявление и учет детей с нарушениями психофизического развития, организация как можно более ранней помощи; психолого-педагогическое изучение; консультирование; индивидуально-коррекционная работа; создание банка данных о детях с нарушениями психофизического развития.
Согласно новой редакции Положения в деятельность консультаций введены новые направления работы:
- составление индивидуальной программы ребенка с инвалидностью;
- патронаж семей, которые воспитывают ребенка с тяжелым или сложным нарушением;
- содействие внедрению интегрированного / инклюзивного обучения.
Все направления деятельности психолого-медико-педагогических консультаций очень важны для поддержки детей. Но приоритетными среди них является консультирование и психолого-педагогическое изучение проблем ребенка. К их осуществлению предъявляются очень серьезные требования: толерантность в общении, соблюдение процедуры, профессионализм и обязательность психолого-педагогического изучения, подбор адекватного и научно-обоснованного диагностического инструментария, учета неблагоприятных факторов развития и др.
Разностороннее консультирование - основная форма деятельности современных консультаций, которая направлена на помощь различным группам потребителей в решении широкого круга вопросов, связанных с удовлетворением образовательных потребностей детей мало защищенных групп. Консультации предоставляются не только родителям, но и педагогам, учениками или воспитанниками, у которых есть такие дети; специалистам органов управления образованием, которые координируют вопросы обеспечения права на образование детей с особыми потребностями и инвалидов; службам по делам детей. Такие консультации имеют разный смысл в зависимости от того, кому они адресованы.
Так, для родителей по результатам психолого-педагогического изучения формулируются выводы об особенностях развития, обучения и воспитания их детей, определяются особые образовательные потребности в содержании методов, приемов, надлежащих средств и приспособлений в учебно-реабилитационном процессе. Даются пояснения трудности усвоения знаний, сильных сторон психического развития, роли и значения «родительской педагогики», разрабатываются стратегии семейного воспитания, демонстрируются занятия с целью обучения педагогическим технологиям.
В консультациях для педагогов выясняются трудности, специфические особенности развития, природа их возникновения у их воспитанников; определяется учебная программа, методы обучения, ведется ознакомление с коррекционными программами, методическими пособиями, соответствующими техническими средствами и приспособлениями и т.д., необходимыми в условиях индивидуального, интегрированного или инклюзивного обучения.
Существенную помощь психолого-медико-педагогические консультации предоставляют специалистам органов управления образованием благодаря аналитической деятельности. Они формируют банки данных о количестве детей по видам нарушений психофизического развития, изучают тенденции в их доминировании, уровень доступа к получению образования, достаточность и разнообразие форм предоставления образовательных услуг в регионе. Благодаря такой обоснованной информации создаются условия для своевременного и гибкого реагирования исполнительной власти по удовлетворению особых потребностей таких детей, внедрения инклюзивного образования.
У служб по делам детей потребность в таких консультациях возникает в связи с необходимостью оценки влияния неблагоприятных психотравмирующих факторов (сиротство, социальное неблагополучие, педагогическая запущенность, явления деривации) на психическое развитие ребенка и разработки стратегии преодоления его социально-педагогической дезадаптации.
Таким образом формируется новый имидж психолого-медико-педагогических консультаций. Они становятся очагами консультационной, информационной, учебно-методической помощи в решении широкого круга вопросов, связанных с их развитием, обучением и социально-педагогической реабилитацией детей с пороками развития и их родителям непосредственно в местах их проживания. Консультации направлены на поддержку детей указанной категории и защиту права на получения ими качественного образования. Девизом их деятельности является: каждому ребенку равные возможности в реализации образовательных потребностей. В поддержке таких детей ведущим мотивом является максимальная реализация индивидуального потенциала развития каждого ребенка и его социальная интеграция.
- Законодательно закреплено участие психолого-медико-педагогических консультаций по внедрению интегрированных и инклюзивных форм получения образования детьми с нарушениями в развитии. Кроме определения учебной программы, методов и других мероприятий специалисты консультаций в случае необходимости должны помогать педагогам в разработке индивидуальной программы обучения для ребенка, который учится по индивидуальной или инклюзивной форме. Одним из способов содействия внедрению таких форм обучения является создание в консультациях наглядно-методического фонда, который состоит из учебных программ, наглядно-методических материалов, учебно-методических пособий, научных разработок, советов, технических устройств.
- Четко определена структура психолого-медико-педагогических консультаций, отмечена специфика, разграничены функции, направления и субординация деятельности районных (городских) консультаций и центральной консультации. Ведущая роль среди них предоставляется консультациям районного уровня. Если в работе центральной консультации значительное внимание отводится на научно-методическую, аналитическую, координационную работу, то в районных (городских) консультациях доминируют практические формы работы с детьми и их семьями. Именно благодаря их деятельности реальным становится тотальное выявление детей с нарушениями развития и максимальное приближение к месту жительства поддержки и оказания помощи каждому ребенку и его семье, которая в этом нуждается.
- Определены механизмы взаимодействия психолого-медико-педагогических консультаций с органами управления образованием по вопросам организации развития, обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями. Ведь до сих пор существует стереотип, как эхо деятельности медико-педагогических комиссий, консультации - это лишь инструмент комплектования специальных учебных заведений и направление в них детей. В соответствии с новыми нормативно-правовыми регламентациями, психолого-медико-педагогические консультации отстранены от функции комплектования и направления детей в учебные заведения. Отныне обеспечение местом получения образования - дело специалистов органов образования, а не консультаций. Учет мест в учебных заведениях и предоставление места для получения образования относится к компетенции управления образованием.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)