- третий этап психолого-медико-педагогических консультаций инвалидов
Настоящие изменения, которые открыли перед консультациями новые возможности, состоялись не так уже и давно. Переломным моментом в реформировании психолого-медико-педагогических консультаций стало утверждение нового Положения о психолого-медико-педагогических консультациях, которое обеспечило нормативно-правовые основы перехода психолого-медико-педагогических консультаций к деятельности в новом статусе - как самостоятельных постоянно действующих учреждений системы образования. В нем были четко определены функции и направления деятельности, разграничены задачи консультаций. Это создало условия для:
- развития и внедрения в практику нового содержания деятельности-превращение их в учреждения системы образования со многими функциями и направлениями работы;
- создания и развития сети районных (городских) консультаций, которые стали главным фактор реформирования деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций;
- утверждение Центральной психолого-медико-педагогической консультации, основными функциями которой являются -управленческая и методического обеспечения.
Следует отметить, что определение статуса Центральной психолого-медико-педагогической консультации, ввод ее структурным подразделением в научно-методический центр практической психологии и социальной работы создало благоприятные условия для развертывания ее деятельности как главной структуры, которая контролирует, координирует и осуществляет разработку нормативно-правовых основ.
На основе созданной ежегодной отчетности, были созданы условия для получения аналитически-оперативной информации о состоянии развития и эффективности деятельности региональных консультаций. Такая информация Центральной психолого-медико-педагогической консультации начала обобщаться и публиковаться в специальном справочном издании «Психологическая служба и психолого-медико-педагогические консультации системы образования (показатели развития по итогам учебного года)».
Отныне направления деятельности консультаций существенно расширились. Была создана нормативно-правовая база для внедрения изменений, развертывания функционирования психолого-медико-педагогических консультаций как центров поддержки и информационно-консультативной и коррекционно-развивающей помощи и для детей, и для их родителей. Предполагалось, что благодаря возможностям создания районных (городских) консультаций такая помощь должна существенно приблизиться к месту их проживания, поднять уровень удовлетворения их потребностей, консолидируя для этого усилия образовательных, медицинских, социальных институтов вокруг семей, которые воспитывают такого ребенка.
В рабочем времени специалистов психолого-медико-педагогических консультаций предусмотрено новый вид работы-индивидуально-коррекционные занятия с ребенком и его семьей. Такие занятия не заменяют работу специальных учебных заведений, однако способны в определенной степени компенсировать недостаточное обеспечение консультативной и коррекционной помощи населения. Благодаря районным психолого-медико-педагогическим консультациям в предоставлении и консультативной, и коррекционной помощи, удалось увеличить ее регулярность и объем, контроль за развитием ребенка. Наконец, благодаря созданию сети психолого-медико-педагогических консультаций районного уровня существенно компенсируется неравномерность и недостаточность коррекционной помощи детям и профессиональной поддержки родителям в сельской местности, отдаленных районах. Ранее такую поддержку можно было получить только в областной консультации. Ежегодно количество индивидуально-коррекционных занятий в психолого-медико-педагогических консультациях растет.
В соответствии с Положением районные (городские) психолого-медико-педагогические консультации получили право диагностики отдельных видов нарушений у детей. Это фактически сняло проблему формирования очередей (до 50 детей на одно заседание) и проблему острого дефицита времени при диагностическом обследовании детей, что часто становилось причиной некачественной диагностики и неправильных рекомендаций. Функционирование районных психолого-медико-педагогических консультаций создало благоприятные условия для полноценного изучения ребенка и осуществления качественной диагностики, консультирования родителей, поскольку по современным нормативным требованиям на одном диагностическом заседании может быть обследовано не более 12 человек.
Серьезное внимание в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций стали уделять консультативной и просветительской работе. Благодаря особому составу штатных работников психолого-медико-педагогических консультаций, в которые входят различные специалисты (дефектологи различной специализации, психологи и врачи) и постоянному месту и режиму их работы, психолого-медико-педагогические консультации стали полноценными консультативно-информационными центрами для различных групп населения (родителей, участковых врачей, учителей, практических психологов), где можно получить профессиональную помощь по всем проблемам в развитии детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)