- первый этап психолого-медико-педагогических консультаций инвалидов
Этап первый. На смену психометрическому подходу было предложено комплексное обследование ребенка группой специалистов, а именно, врачами, педагогами и психологами. В противоположность одностороннему педологическому изучению, такой подход предусматривал получение более полной и разносторонней информации, то есть комплекса данных для оценки состояния здоровья и особенностей психического развития ребенка, в частности состояния его умственного развития. При этом приоритетность принадлежала информации детских врачей. Это нашло отражение в самом названии структур - медико-педагогические комиссии. Психологический аспект обследования в комплексном подходе так и не был реализован, поскольку наука психология, как и педология, подверглась осуждению и долго не развивалась.
Медико-педагогические комиссии, которые работали исключительно на общественных началах, собирались эпизодически при необходимости подтвердить медицинский диагноз и определить педагогические условия, в которых может учиться ребенок с теми или иными нарушениями сенсорных, познавательных, физических функций. Членами названных комиссий в подавляющем большинстве были врач-психиатр и учителя дефектологи, которые были представителями специальных школ и были очень заинтересованы в наборе достаточного количества учеников для учебного заведения, которое они представляли.
Государственная политика поддержки детей с нарушениями в развитии и инвалидов того времени была наполнена искренним убеждением, что система специальных учебных заведений является лучшей для удовлетворения потребностей таких детей в образовании и очень ответственно ее обеспечивала, заботясь о количестве и материально техническом состоянии таких учебных заведений. Большинство из них до сих пор сохранились в хорошем состоянии. Сами же медико-педагогические комиссии, выполняя лишь одну - диагностическую функцию, быстро превратились исключительно в инструмент их комплектования. Создание медико-педагогических комиссий в самом начале их функционирования было безусловно положительным шагом на пути поиска более точных методов изучения психофизических проблем ребенка, свидетельством внимания государства к решению вопросов получения им образования. Однако недостаточность психологических знаний и соответствующих методов диагностики отклонений психического развития детей с определенным видом нарушений вскоре существенно начала ощущаться в вопросах оценки умственного развития ребенка. Изучение нарушений психического развития специалистами медико-педагогических комиссий было интуитивным и осуществлялось в двух направлениях: лекарственном, которое свидетельствовало наличие у ребенка проблем медицинского характера, и педагогическом, которое выясняло актуальный уровень знаний ребенка и сформированность школьных знаний, навыков и умений. В связи с этим, диагностика состояния интеллектуального развития тех пор не опиралась на научные критерии, очень зависела от субъективных факторов, среди которых значительную роль играли, с одной стороны, уровень компетентности членов комиссии (представления, знания, опыт) об особенностях нарушенного умственного развития у детей и, с другой, заинтересованность в комплектовании своего заведения.
При условии отсутствия в стране практической психологии, а, следовательно, и практических психологов - очень были ограничены возможности комиссий, это сводило их функции только к определению необходимых условий обучения тех детей, которые по инициативе педагогов и с согласия родителей приходили на диагностическое обследование.
При таких обстоятельствах выявление детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, было очень ограниченным. До диагностического обследования доходила только незначительная часть детей преимущественно школьного возраста и с очевидными психофизическими нарушениями. Трудности развития детей дошкольного возраста чаще оставались не установленными. Коррекционная помощь таким детям обычно была запоздалой. При этом у них терялись сенситивные периоды развития речи, наглядно-действенного и образного мышления, осуществление сенсорного воспитания и тому подобное. Причинами этого были не только трудности распознавания нарушений в развитии дошкольников, но и недостаточная в то время разветвленность сети специальных дошкольных учреждений.
Надо ли говорить, что и условия существования самих медико-педагогических комиссий не способствовали профессиональному совершенствованию их членов. Большинство из них не имели постоянных рабочих помещений, работали преимущественно в режиме выездных заседаний, состав специалистов которых часто менялся. Использование диагностического инструментария не было унифицированным, особенно для всестороннего изучения состояния интеллектуального развития детей. Различные методические средства во время диагностического изучения членами комиссий применялись произвольно и не всегда правомерно. Поэтому для периода их функционирования нередко были характерны диагностические ошибки, которые вредили авторитету этой важной службы в системе образования. Негативное отношение к медико-педагогическим комиссиям поддерживалось негибкостью специального образования, обеспечением его преимущественно в школах-интернатах, институализацией специальных учебных заведений, особенно системы социальной защиты, сосредоточением в них большого количества детей с длительным отрывом от семейного круга. Это порождало недовольство родителей, которые хотели воспитывать ребенка в семье, участвовать в его развитии и воспитании. Более того, родители часто воспринимали медико-педагогические комиссии как репрессивный орган, посещение которого почти всегда заканчивалось необходимостью отдавать ребенка из дома в специальную школу-интернат, и пытались всячески его избегать.
Итак, пройдя длительный и сложный путь становления, медико-педагогические комиссии существовали до 1992 года. Они получили много негативных социально несправедливых, дискриминирующих черт: деятельность как инструмент распределения (отбора, комплектования) детей в специальные школы; отсутствие научно-обоснованного подхода к диагностике (почти без психолого-педагогического обследования, по медицинским показаниям); много диагностических ошибок и ложных решений, породили волну возникновения мигрирующих детей-беглецов со школ-интернатов в 60-70 годы.
Отрицательные последствия их функционирования до сих пор тяжким бременем лежат на современных психолого-медико-педагогических консультациях.
Практика деятельности комиссий конца 80-х годов вызвала протестные реакции родителей детей с нарушениями в развитии. С целью сломать крайне негативную ситуацию в научных кругах российских ученых-дефектологов созрела идея преобразования крайне неэффективных медико-педагогических комиссий на психолого-медико-педагогические консультации, построенные на новых научно-организационных началах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)