- Швеция. Мониторинг и оценка
Показатель занятости людей с инвалидностью в Швеции является одним из самых высоких среди стран Евросоюза и составляет 55% (для сравнения: в Ирландии он составляет 40%, в Польше - около 23%).
Общей статистики по количеству людей с инвалидностью, которые получали услуги различных неправительственных организаций, не существует.
Государственная служба занятости ведет учет данных о результатах программы поддержки выхода на рынок труда и поддержки на рабочем месте.
Власти Швеции признают недостаток детальной оценки и анализа эффективности мероприятий по поддержке занятости людей с инвалидностью. Для улучшения ситуации с такой оценкой правительство определило в Национальной программе реформ, которую оно «считает важной задачей провести научный анализ и оценку эффективности новых форм реабилитации людей с инвалидностью, ориентированных на повышение способности к трудоустройству».
В Швеции не хватает знаний о том, как различные мероприятия влияют на возможность молодых людей найти свое место на рынке труда. Соответственно, перед Государственной службой занятости и Агентством социального страхования Швеции поставлена задача реализовать проект по оценке методов поддержки занятости. Задача проекта заключается в том, чтобы проанализировать эффективность этих методов в соответствии с такими критериями, как экономическая эффективность и успешность (сколько из клиентов получают работу).
Пример надлежащей практики
Этот пример - о предоставлении поддержки для трудоустройства 40-летнему мужчине, который имел умственные ограничения, депрессию и проблемы с позвоночником. Ранее он работал в компании по производству продуктов питания на полную ставку. В своей нынешней компании он работает три года и выполняет повторяющиеся задачи. Он работает неполный рабочий день (50%). Его зарплата выше, чем минимальная: это предусмотрено в отраслевом коллективном договоре.
Клиент обратился в систему поддержки занятости через официальные каналы, то есть, он зарегистрировался в центре занятости по месту жительства. Специалисты центра провели оценку его работоспособности и установили, что она снижена на 50%. После этого его направили к консультанту программы поддержки выхода на рынок труда и поддержки на рабочем месте в Государственную службу занятости. Специалист предоставил клиенту помощь в определении, насколько его интересы и возможности трудоустройства совпадают между собой. Клиент и специалист провели несколько встреч, что позволило им лучше определить профессиональные намерения и возможности клиента.
Поиском работы занимался преимущественно специалист по сопровождению, но клиент также принимал в этом участие. Специалист по сопровождению обратился к сети работодателей, с которыми он имел контакты, сети своих коллег и делал телефонные звонки к потенциальным работодателям (т.н. «холодные звонки»). Установить контакт с будущим работодателем помог именно «холодный» звонок. После первого разговора по телефону специалист по сопровождению пришел к работодателю и рассказал ему о клиенте, который ищет работу, его умениях и способностях. Он также обсудил ограничения клиента и виды поддержки, которые он может предоставить работодателю и клиенту. Работодатель получил заверения, что в случае трудоустройства человека с инвалидностью, его компания получит полную поддержку.
В этом случае для работодателя было важно получить субсидию на выплату зарплаты. Уровень зарплаты предложил работодатель: он хотел платить работнику чуть больше, чем было предусмотрено в отраслевом коллективном договоре. Зарплата клиента рассчитывается в соответствии с тем, сколько часов он отработал. Работодатель получает субсидию. Кроме того, работа предусматривает выполнение повторяющихся задач и не требует продвинутых технических умений. Таким образом, работодатель увидел в этом возможность привлечь человека, который может выполнять такой вид задач.
В течение первых четырех недель после трудоустройства работнику предоставлялось сопровождение. Работодатель дал ему технические установки, а специалист по сопровождению способствовал интеграции на рабочее место с практической и социальной точки зрения. В течение двух месяцев работник находился на испытательном сроке, потом его продлили еще на четыре месяца, причем во время этого он получал зарплату. После этого работника наняли на постоянную работу.
Работник признал и очень высоко оценил помощь, которую он получил от консультанта. Польза от активных действий консультанта по поиску работы для клиента и его участие в переговорах по зарплате была очевидной. Необходимо отметить, что одной из задач специалиста по сопровождению было оказание помощи клиенту таким образом, чтобы расширить его возможности, т.е. клиент не был осведомлен обо всех видах поддержки, которую ему предоставили. Работодатели часто подчеркивают, что поддержка предоставляется не только работнику, но и самому работодателю, и это является основной причиной, почему они принимают решение нанять работника с инвалидностью. Для этого работодателя было положительным, что консультант смог взять на себя ответственность за вступительный период. Важной была также и субсидия на выплату зарплаты.
Четко определенная роль консультанта во взаимоотношениях с клиентами и работодателями дает ему возможность сосредоточить усилия на реальной поддержке людей с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)