- Польша. Государственная политика
В Польше услуги по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте для инвалидов развиты не так хорошо, как в других странах. Подход, который применяется в Польше, по своей сути ближе к медицинской или реабилитационной модели, чем к подходу, который ориентирован на развитие способности и предоставления людям с инвалидностью услуг по основному месту. Государственное финансирование на мероприятия по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте не выделяется.
Основным законом относительно трудоустройства людей с инвалидностью является Закон о профессиональной и социальной реабилитации и трудоустройстве людей с инвалидностью. Этим законом устанавливается система квот для трудоустройства людей с инвалидностью в компаниях частного и государственного сектора, штат которых составляет более 25 работников. По крайней мере, 6% штата таких компаний должны составлять люди с инвалидностью. Если работодатель не соблюдает квоты, на него накладывается штраф за каждого работника, которого он должен был нанять.
Государственный фонд реабилитации людей с инвалидностью также предоставляет субсидии на выплату зарплаты работникам с инвалидностью (в объеме до 75% от расходов на заработную плату - для частных предпринимателей, и до 90% - для работодателей с зарезервированными местами для людей с инвалидностью). В законе также предусмотрен такой вид поддержки, как помощь для адаптации рабочих мест. В закон неоднократно вносились изменения. Его положения определяют функции Государственной службы занятости о регистрации людей с инвалидностью для поиска работы и право людей с инвалидностью на участие в активных мероприятиях на рынке труда, в т.ч. в программах подготовки, стажировке и др.
Однако финансирование таких мероприятий осуществляется не с основного учреждения - Фонда труда, - а из Государственного фонда реабилитации. После того, как в Закон о реабилитации были внесены изменения, работодатель может получать субсидию на оплату работы «помощника» для работника с инвалидностью. Количество часов работы такого помощника не может превышать 20% от количества часов, которые работник с инвалидностью отрабатывает за месяц.
В Закон о профессиональной и социальной реабилитации и трудоустройстве людей с инвалидностью было внесено положение о необходимых целесообразных изменениях. В соответствии с новыми положениями законодательства, работодатели обязаны вводить необходимые целесообразные изменения для людей с инвалидностью, которые в них работают, участвуют в процессе найма, проходят подготовку, стажировку и т.п., если только принятия таких мероприятий не требует несоразмерных усилий от работодателя.
Закон о равном обращении устанавливает запрет на дискриминацию по признаку инвалидности в том, что касается:
· профессиональной подготовки, в том числе курсов повышения квалификации, обучения на производстве, переподготовки или стажировки;
· условий доступа к мерам по поддержке занятости;
· членства или участия в работе профсоюзов, ассоциаций работодателей или работников;
· мероприятий на рынке труда.
Закон о содействии занятости и учреждения на рынке труда предусматривает повышение роли органов местного самоуправления в разработке программ занятости на основе местных потребностей. До принятия этого закона децентрализовано предоставлялись только государственные услуги по занятости, а в других сферах разработки политики сохранялась централизация. Сейчас политики и программы по занятости разрабатываются как на национальном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления, которые могут получать финансирование из министерского резерва Фонда труда для реализации собственных программ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)