- Австрия. Мониторинг и оценка
Федеральная служба социальной политики отмечает высокие показатели трудоустройства и удержания на рабочем месте, что свидетельствует об успешности мероприятий. Статистических данных по непосредственному эффекту мероприятий по поддержке занятости нет. Показатели успешности мероприятий (совокупные показатели трудоустройства и удержания на рабочем месте) по видам инвалидности такие:
· общий показатель - 62,5%;
· люди, которые не видят или имеют ограничения зрения - 67,5%;
· люди с психическими заболеваниями - 51,5%;
· люди с физическими ограничениями - 55,9%;
· люди с умственными ограничениями - 55,8%;
· люди, которые не слышат либо имеют ограничения слуха - 60,1%.
По оценкам Федеральной службы социальной политики, средний показатель трудоустройства (то есть, не учитывая сохранение рабочих мест) составляет 40-50% - все это оплачиваемые рабочие места в государственном или частном секторе. Нет официальной статистики о клиентах, которые досрочно прекратили участие в программе поддержки занятости или уволились очень скоро после трудоустройства.
Есть определенные свидетельства «расслоения» - то есть, когда приоритет отдается человеку с инвалидностью, для которого найти работу легче, чем тому человеку, которого труднее устроить. Создается также впечатление, что нынешний срок, в течение которого специалист по сопровождению на рабочем месте работает с клиентом, является слишком коротким: от полугода до года, максимум полтора года.
Пример надлежащей практики
Этот пример - о предоставлении поддержки 40-летнему мужчине, который имеет ограничения слуха (он не слышит). Он имеет образование в сфере металлургии, но у него никогда не было возможности найти работу по специальности. В течение 10 лет он выполнял неквалифицированную низкооплачиваемую работу (уборка, ремонт и т.д.). Он не принимал участия ни в одном мероприятии на рынке труда. Все его усилия найти работу в соответствии с квалификацией были неудачными. В течение всех этих лет государственная служба занятости не предоставляла ему никакой поддержки для поиска работы, соответствующей его квалификации (квалифицированный работник металлургической отрасли). Перед тем, как обратиться в службу поддержки занятости, он около года был безработным и получал пособие по безработице.
В связи с очередью, клиенту не сразу была предоставлена возможность получить услугу. Ему понадобился примерно год, чтобы получить личного работника по поддержке занятости (специалиста по сопровождению на рабочем месте). В это время он посещал еженедельные открытые занятия в службе, где получал советы по поиску работы, доступ в Интернет и помощь для составления резюме.
Интенсивный поиск работы совместно со специалистом по сопровождению длился примерно еще один год. Клиент принимал активное участие в мероприятиях по поиску работы, они вместе использовали все возможные меры для того, чтобы найти работу: присылали заявки на вакансии, звонили к потенциальным работодателям («холодные звонки»), присылали письма и направляли его резюме в разные компании. В связи с тем, что клиент имеет ограничения слуха, все телефонные звонки осуществляла специалист по сопровождению.
Этот специалист также владела навыками сурдоперевода. Такая помощь была намного эффективнее для контактов с потенциальными работодателями, чем то, что ему предлагали в государственной службе занятости. Но все равно, они сталкивались с очень большой неохотой работодателей нанимать людей с инвалидностью. Основная причина, почему работодатели не хотели предлагать работу этому человеку (даже при том, что он имел необходимую квалификацию и навыки), заключалась в законодательном положении относительно особой защиты людей с инвалидностью от увольнения. Работодатели неоднократно повторяли, что, по их мнению, это положение слишком ограничивает их свободу.
Клиент должен был еженедельно встречаться со специалистом по сопровождению и подавал заявки на много вакансий, но его редко приглашали на собеседования. Информация о той вакансии, на которую он устроился, была распространена через службу занятости, и специалист по сопровождению подала заявку на нее. Это была вакансия небольшой частной компании (12 работников), которая работает в сфере металлургии высокого технологического уровня. Сначала работодатель не хотел слышать о том, чтобы нанять человека с инвалидностью (из-за защиты от увольнения), но специалист по сопровождению рассказала ему о способах минимизации этого воображаемого риска.
Отчасти благодаря усилиям специалиста по сопровождению, клиент наконец получил возможность пройти собеседование. Ему посоветовали прийти на собеседование в «рабочей» одежде, поскольку работодатель хотел, чтобы испытательный срок начался как можно раньше. После первой недели работодатель был настолько доволен чрезвычайно хорошими умениями и работоспособностью клиента, что вместо испытательного срока предложил ему обычную оплачиваемую работу. Наконец клиент получил оплачиваемую работу, которая соответствовала его квалификации, умениям и образованию. Работодатель выбрал одного из коллег и назначил его наставником, чтобы он предоставлял советы клиенту на новом рабочем месте.
В начале работы роль специалиста по сопровождению заключалась в том, чтобы кратко ознакомить работника с его рабочим местом, культурой, правилами и средой в компании и объяснить его коллегам, как учитывать специальные потребности работника и как организовать общение с ним. Кроме того, специалист по сопровождению продолжила сотрудничать с работодателем. Работник и работодатель могут обращаться к специалисту по сопровождению в любое время, когда им нужна помощь для решения мелких проблем. Это происходит примерно два-три раза в год.
С точки зрения работника, причина успеха заключается в поддержке, которую ему предоставила специалист по сопровождению: она наладила контакт с работодателем, организовала собеседование и помогла найти стабильную высокооплачиваемую работу, которая соответствует умениям и квалификации работника. Он доволен своей работой, оплатой и перспективами дальнейшего роста в компании. Он также убежден, что то, что специалист по сопровождению знала об особенностях его инвалидности, владела навыками сурдоперевода и преданно отнеслась к своему делу, стало решающим фактором, благодаря которому он смог найти эту работу.
С точки зрения работодателя, его опыт общения со специалистом по сопровождению был положительным. Специалист предоставляла ценные профессиональные советы по законодательным обязательствам, а также о доступе к субсидиям на выплату зарплаты. В связи со специальными положениями по защите от увольнения, работодатель сначала не хотел нанимать человека с инвалидностью. Но, получив советы от специалиста по сопровождению, работодатель нашел способ решения этой проблемы.
Эффективность помощи специалиста по сопровождению непосредственно для работодателя заключается в том, что он нашел высококвалифицированного работника, который, к тому же, оказался очень лояльным и стабильным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)