- Ирландия. Процесс поддержания занятости инвалидов
Поддержка занятости в Ирландии является динамическим процессом, который проходит по инициативе клиента и выполняется в соответствии с согласованными европейскими руководящими принципами. Государственная служба занятости направляет человека с инвалидностью в учреждение, оказывающее услуги по поддержке занятости, или же человек с инвалидностью может обратиться самостоятельно. Процесс состоит из пяти этапов, считается примером надлежащей практики и может использоваться как рамочный формат поддержки занятости. В рамках каждого из этапов предусмотрен ряд мероприятий, некоторые из которых предназначены исключительно для людей с инвалидностью, а другие являются более общими и могут применяться в отношении всех социально незащищенных категорий. На всех этапах и во время выполнения всех возможных мер провайдеры услуг должны соблюдать сроки, чтобы не тратить время клиентов.
Этап 1 - Привлечение
На этом этапе предлагается больше всего вариантов различных мероприятий, большинство из которых предназначены не только для людей с инвалидностью, но и для лиц из других социально незащищенных категорий. Основные задачи этого этапа - предоставить доступную информацию в надлежащей форме и способствовать тому, чтобы люди использовали эту информацию, учились благодаря опыту и делали информированный выбор. Мероприятия на этом этапе должны отвечать потребностям людей, быть ориентированными на конкретных клиентов и быть составной частью согласованного плана действий, конечная цель которого - способствовать трудоустройству клиента на открытом рынке труда. Ожидается, что в конце этого этапа клиент сделает информированный выбор о том, хочет ли он воспользоваться услугами по поддержке занятости для поиска работы, и хочет ли он получить услуги конкретного провайдера.
Этап 2 - Определение профессиональной характеристики
Мероприятия, предусмотренные этим этапом, помогают понять умения, способности, преимущества и недостатки клиента, на основе которых составляется подробная характеристика клиента, которая будет использоваться для поиска работы и в течение последующих этапов. Поддержка занятости предоставляет соискателям возможность активно выбирать рабочее место в соответствии со своими интересами, намерениями, потребностями, опытом, образованием и состоянием. Этот процесс планирования основан на подходе расширения возможностей, согласно которому участников поощряют принимать собственные решения относительно карьеры и участвовать в определении условий работы в соответствии с собственными интересами и профессиональными целями. На этом этапе необходимо полностью использовать подход, ориентированный на конкретного клиента.
Этап 3 - Поиск работы
Поиск работы - это ключевой этап. Мероприятия, выполняемые в течение этого этапа, могут повлиять на работодателей и обеспечить рабочее место для того, кто его ищет. Не существует единого лучшего способа искать работу, поэтому провайдеры услуг должны рассмотреть различные варианты, которые лучше всего подходят обеим сторонам. Это не значит, что искать работу должен кто-то конкретный (или наоборот, он не должен этого делать) - клиент всегда должен контролировать все мероприятия по поиску работы и получать все возможные советы, на основе которых он может сделать информированный выбор. Независимо от того, каким образом инвалидность или другие ограничения влияют на профессиональные способности клиента, инициатива должна принадлежать клиенту, а провайдер услуг должен предоставлять подробные советы и рекомендации. Конечно, существует ряд методов, которые можно использовать для поиска подходящей работы или работодателя:
· составление резюме;
· ответы на объявления о вакансиях;
· написание писем потенциальным работодателям;
· телефонные звонки потенциальным работодателям («холодные звонки»);
· испытательные сроки (ограниченные во времени);
· сбор контактов работодателей и создание сетей;
· создание рабочих мест провайдером услуг по поддержке занятости.
Этап 4 - привлечение работодателя
Мероприятия на этом этапе будут зависеть от того, в каком формате происходит привлечение работодателя или встреча с ним. Для целей этой работы используется предположение, что специалист по поддержке занятости и (вероятно) клиент должны провести встречу с работодателем. На этом этапе можно определить, что именно может предложить работодатель. В частности, можно обсуждать такие вопросы:
· опыт, который нужен работодателю;
· часы работы (или возможность пройти испытательный срок);
· условия трудоустройства;
· профессиональная культура;
· поддержка, которая нужна человеку, ищущему работу;
· поддержка, которую может предоставить провайдер услуг;
· поддержка, которую может предоставить работодатель или коллеги;
· вопрос о разглашении статуса;
· повышение осведомленности работодателя и коллег;
· требования безопасности и охраны здоровья;
· наличие финансирования и другой поддержки по программам правительства;
· советы и консультации работодателям по их обязательствам и ответственностям в соответствии с законодательством.
Этап 5 - Поддержка на рабочем месте / вне рабочего места
Уровень, объемы и формы поддержки будут зависеть от индивидуальных потребностей, профессиональных способностей клиента и ситуации на рабочем месте. Поддержка - это основная составляющая Программы, она предоставляется на всех этапах. Поддержка провайдера должна постепенно сокращаться и быть заменена на поддержку со стороны коллег.
Уровень поддержки и стратегия такой замены должны быть спланированы заранее при участии клиента, работодателя и коллег. Оказание поддержки на рабочем месте или вне его способствует тому, что работник с инвалидностью имеет возможность учиться и эффективно работать, быть частью коллектива, поддерживать и развивать культуру компании, также это помогает в росте. Такая поддержка оказывается также работодателю и коллегам, что позволяет повысить их осведомленность об аспектах инвалидности, что, в свою очередь, способствует развитию естественной поддержки в коллективе. Пакет мер по поддержке должен быть гибким и ориентированным на конкретного клиента. Он может включать:
Поддержка на рабочем месте:
· советы и помощь для развития социальных навыков;
· определение наставника или коллеги;
· определение особенностей культуры компании и рабочего места;
· поддержка для адаптации клиента к рабочему месту;
· поддержка работодателя и коллег;
· определение обычаев и практик компании и рабочего места;
· определение возможностей для карьерного роста.
Поддержка вне рабочего места:
· решение практических проблем и вопросов (транспорт, рабочая одежда и т.д.);
· обсуждение личных отношений с работодателем и коллегами;
· помощь в общении с органами социальной защиты;
· поддержание связей со специалистами по социальной работе и здравоохранению;
· обсуждение вопросов и предоставление советов по использованию услуг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)