- Ирландия. Мониторинг и оценка
Как и в большинстве стран Евросоюза, статистические данные о результатах программ поддержки занятости людей с инвалидностью в Ирландии ограничены. Как правило, результаты общих курсов подготовки и других активных мероприятий и рынка труда не распределены по признаку инвалидности. Однако в течение переписи населения удалось выяснить, что 33% людей с инвалидностью трудоспособного возраста имеют работу (для лиц без инвалидности этот показатель составляет 66%). Общее количество занятых лиц с инвалидностью составляет 112 тыс.
Из всех людей с инвалидностью высокие показатели занятости имеют люди с ограничениями слуха. Самые низкие показатели занятости - среди людей с физическими ограничениями, умственными ограничениями и психическими заболеваниями.
Основные преимущества и недостатки Программы поддержки занятости, определенные работодателями Ирландии
Преимущества |
Недостатки |
Оказание поддержки и работодателю, и работнику |
Уровень обеспечения того, что клиенты могут выполнять работу, на которую их нанимают |
Обеспечение соответствия работы умениям и возможностям работника, максимальное использование умений работника |
Низкий уровень осведомленности работодателей о программе и о том, что она предлагает |
Возможность решения проблем, если они возникают |
Нанятый персонал не имеет мотивации работать больше в связи с ограничениями по социальной помощи |
Практические советы и поддержка на рабочем месте и организация условий работы |
Прерывания услуг в связи со сменой кадров |
Согласно позиции работодателей, очевидно, что в целом высокий уровень удовлетворения работодателей Программе поддержки занятости связан с ролью, которую играют специалисты по сопровождению на рабочем месте в работе с клиентами и работодателями и удовлетворением потребностей обеих этих категорий. Такое постоянное внимание к удовлетворению потребностей работников и работодателей (которое, к тому же, продолжает усиливаться), является уникальной особенностью Программы поддержки занятости. Удовлетворение потребностей обеих категорий является важной предпосылкой эффективности. Однако есть определенные данные, что Программа не является максимально эффективной: не все клиенты Программы находят работу.
По оценкам специалистов по сопровождению на рабочем месте, для повышения эффективности Программы необходимо принять ряд мер, в частности:
1) создать национальный бренд Программы и эффективно распространить информацию о ней среди потенциальных клиентов, в т.ч. людей с инвалидностью и работодателей;
2) пересмотреть отдельные критерии по количеству рабочих часов и продолжительности поддержки, установленные в руководящем положении Программы, поскольку они накладывают лишние ограничения;
3) устранить препятствия по трудоустройству и увеличить количество рабочих часов, связанных с системой социальной помощи;
4) создать больше стимулов для того, чтобы работодатели нанимали людей с инвалидностью с помощью программы;
5) наладить системные и действенные связи между реализацией Программы и другими мерами на рынке труда, в которых принимают участие люди с инвалидностью.
Большинство из этих рекомендаций позже были воплощены в жизнь, в том числе был проведен ребрендинг некоторых учреждений, привлеченных к реализации Программы - теперь они называются учреждениями по развитию способности к трудоустройству.
На основе оценок доли активных клиентов Программы, которые были проведены в разное время, установлено, что работу находят 35-40% клиентов. Наблюдаются значительные разногласия относительно того, сколько времени потребовалось клиенту для трудоустройства с помощью программы. Каждый четвертый клиент смог найти работу в течение 12 недель после обращения в Программу, а каждый пятый - в течение 24 недель.
С другой стороны, более 1/5 клиентов смогли найти работу только через 18 месяцев после того, как обратились в Программу. Это означает, что клиенты имеют разный уровень «готовности к работе» и «способности к трудоустройству»: некоторые активные клиенты (они составляют большинство) могут получить помощь и найти работу относительно быстро, в то время как другие (хотя их и меньшинство) - нуждаются в поддержке с поиском работы в течение значительно большего времени.
Виды поддержки, которую оказывают специалисты по сопровождению на рабочем месте
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)