- Ирландия. Государственная политика
После обнародования Доклада Комиссии о положении людей с инвалидностью был введен принцип включения вопросов инвалидности в национальную политику, а позже он получил законодательное утверждение в результате принятия закона об инвалидности. Это означает, что, по ожиданиям правительства, все основные государственные услуги будут разрабатываться и предоставляться таким образом, чтобы учитывать интересы людей с инвалидностью, и государственный сектор будет рассматривать людей с инвалидностью как неотъемлемую составляющую той общины, которой он оказывает услуги. Такой подход также означает, что люди с инвалидностью, которые ищут работу, имеют право на получение услуг Государственной службы занятости на равных условиях с другими соискателями.
В Законе об инвалидности на органы власти накладывается обязательство учитывать и реагировать на потребности людей с инвалидностью. В соответствии с законом, 3% всех рабочих мест в органах власти (на государственной службе, в органах местной власти, в службе охраны здоровья и т.п.) являются зарезервированными для работников с инвалидностью. В частном секторе такая квота не установлена.
Национальная служба по вопросам инвалидности является ведущим учреждением по разработке политики в отношении людей с инвалидностью в Ирландии. Это независимое государственное агентство, созданное при Министерстве юстиции, равенства и правовых реформ в соответствии с законом о Национальной службе по вопросам инвалидности. Функция Национальной службы - обеспечение защиты прав людей с инвалидностью. Она играет важную роль в содействии координации и разработки политики в отношении людей с инвалидностью и проведении исследований по вопросам инвалидности в Ирландии.
Национальная стратегия по инвалидности является комплексной программой правительства по содействию социальному включению людей с инвалидностью. По мнению правительства, вместо обострения экономической и фискальной ситуации в Ирландии, необходимо продолжать движение вперед на основе того прогресса, который уже был достигнут. В Плане реализации определены основные практические мероприятия по внедрению Национальной стратегии.
Ирландия подписала Конвенцию о правах инвалидов, и правительство собирается подать ее на ратификацию после принятия и вступления в силу законодательства, которое бы соответствовало положениям Конвенции. Страны, которые ратифицировали Конвенцию, обязаны иметь структурированную и надлежащим образом спланированную программу последовательного обеспечения социальных, культурных и экономических прав, предусмотренных Конвенцией. План реализации Национальной стратегии по инвалидности как раз и выполняет функцию такого рамочного документа для утверждения этих прав. Он был составлен с учетом обязательств, вытекающих из различных статей Конвенции.
Сейчас разрабатывается новая комплексная стратегия занятости людей с инвалидностью, она будет опубликована как составляющая Национального плана действий по занятости. Работники с инвалидностью имеют такие же трудовые права, как и другие. Законами о равенстве в сфере труда предусмотрен запрет дискриминации по инвалидности на рабочем месте, в том числе в процессе профессиональной подготовки и трудоустройства. Однако в законодательстве о равенстве в сфере труда отмечается, что работодатель не обязан нанимать или держать на работе работника, который не имеет всех навыков или не способен выполнять обязательства, предусмотренные его должностью.
Эти законы также требуют от работодателей принимать разумные меры для приспособления к потребностям работников и потенциальных работников с инвалидностью. Разумные меры для приспособления могут определяться как некоторое изменение профессиональных обязанностей или структуры профессиональных отношений, которая позволяет квалифицированному работнику с инвалидностью полностью выполнять свои профессиональные задачи и пользоваться равными возможностями на рабочем месте. Однако, в соответствии с законодательством Евросоюза, работодатели не обязаны обеспечивать специальные условия или оборудование, если стоимость этого слишком или непропорционально высока.
Согласно Закону о безопасности, охране здоровья и благополучия на рабочем месте, работодатели должны обеспечить безопасность, здравоохранение и благополучие всех работников на их рабочих местах. Специальное внимание уделяется работникам с инвалидностью - в частности, работодатели должны учитывать их потребности, в том числе потребности относительно удобства дверей, проходов, лестниц, душевых, умывальников, туалетов и рабочих мест.
Модели финансирования
Основным источником финансирования услуг для людей с инвалидностью является государственный бюджет. В частности, такие услуги оплачиваются из бюджетов ряда министерств. В основном средства распределяются через бюджеты Министерства социальной защиты (услуги Государственной службы занятости), Министерства юстиции (вопрос равноправия), Министерства по делам охраны окружающей среды, общин и местных органов власти (органы, добровольно принимают меры по поддержанию занятости) и Министерства труда, предприятий и инноваций (обеспечение профессиональной подготовки).
Некоторые неправительственные организации, работающие с людьми с инвалидностью, самостоятельно собирают средства различными способами, в том числе привлекают пожертвования от общественности. Некоторые «мастерские», где работают люди с инвалидностью, имеют доход от своей деятельности.
Предоставление услуг - организационные аспекты
В Ирландии показатель занятости людей с инвалидностью примерно в два раза ниже, чем среди других людей трудоспособного возраста. Это связано с рядом причин, в том числе с уровнем образования и навыков, опасениями о прекращении социальных выплат, особенностями позиции работодателей, низкими ожиданиями и низким уровнем возврата к работе после наступления инвалидности. Для преодоления различных препятствий по занятости категорий людей, имеющих ограничения на рынке труда, необходимо использовать согласованные комплексные подходы, привлекать ряд ключевых министерств и других правительственных структур, а также повышать способность работников и провайдеров услуг на рынке труда решать соответствующие проблемы.
До 1990-х гг. специальные услуги по занятости для людей с инвалидностью предоставлялись Национальным советом по вопросам реабилитации. Соответственно к подходу о включении вопросов инвалидности как основных направлений политики, предоставления людям с инвалидностью услуг по занятости, появилась задача для основного учреждения Государственной службы занятости. Это учреждение было включено в Департамент социальной защиты.
Хотя подход по включению вопросов инвалидности с основными направлениями политики кажется политически правильным, фактические результаты его применения для людей с инвалидностью, которые ищут работу, далеки от оптимальных. Причина в том, что специальные возможности по оценке и опыт по консультированию, которыми владел Национальный совет по вопросам реабилитации, были в определенной степени утрачены.
Для того, чтобы частично компенсировать этот пробел, была основана Программа поддержки занятости (финансируемая правительством и Европейским социальным фондом), с помощью которой люди с инвалидностью могут получать услуги специалистов по сопровождению на рабочем месте и поддержки занятости. Некоторые учреждения, привлеченные к реализации этой Программы, недавно изменили свои названия, чтобы с положительной стороны подчеркнуть, что они развивают способность к трудоустройству - теперь они называются учреждениями по развитию способности к трудоустройству.
В Сети учреждений по поддержке занятости работают специалисты по сопровождению на рабочем месте. Кроме того, руководители и специалисты из 12 европейских стран вместе подготовили пособие по поддержке занятости. Специалисты по поддержке занятости могут использовать данное руководство, поскольку в нем описывается весь процесс поддержки занятости, предоставляются практические советы по каждому этапу этого процесса и определяются руководящие принципы.
Специалистами по сопровождению на рабочем месте могут стать специалисты из разных областей, они проходят специальную подготовку и получают соответствующую квалификацию. Один такой курс читается в Открытом колледже Ирландии.
Требования к отбору клиентов / целевые группы
Как правило, люди с инвалидностью, которые ищут работу, должны подтвердить свой статус у местного врача, после чего соответствующую проверку проводит Государственная служба занятости. После этого такие соискатели могут иметь право на получение пособия по инвалидности. Затем они обращаются в Государственную службу занятости (так же, как другие соискатели). Кроме основных активных мероприятий на рынке труда, которые доступны для всех соискателей, люди с инвалидностью могут получить дополнительную поддержку. В частности, это может быть помощь от специалиста по сопровождению на рабочем месте, которая предоставляется неправительственной организацией, которая участвует в реализации Программы поддержки занятости. Решение о том, нуждается ли человек с инвалидностью в помощи такого специалиста, обычно принимает неправительственная организация, в некоторых случаях - совместно с Государственной службой занятости (Департаментом социальной защиты). Эта услуга может предоставляться всем людям с инвалидностью, которым она может потребоваться для того, чтобы найти или сохранить свое рабочее место.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)