Концепция политики Евросоюза относительно занятости инвалидов
Согласно Европейской стратегии занятости, приоритеты Евросоюза заключаются в том, чтобы обеспечить трудоустройство большего количества людей и способствовать тому, чтобы за ними сохранялось рабочее место; повысить предложение на рынке труда и улучшить способность работников и предпринимателей к адаптации к новым условиям. Основной целью является привлечение большего количества работников на рынок труда и активизация молодежи и лиц, которые длительное время являются безработными.
В стратегии «Европа 2020» определены задачи по созданию в Европе разумной, устойчивой и инклюзивной экономики с высоким уровнем занятости, производительности и социальной слаженности. Снижение трудового потенциала является вызовом для достижения инклюзивного и устойчивого роста в Европе. Повышение показателей занятости является одним из основных индикаторов стратегии «Европа 2020».
Европейская стратегия по инвалидности является комплексным рамочным документом, устанавливающим перед Еврокомиссией обязательства по расширению возможностей людей с инвалидностью, создания условий, в которых они могут полностью реализовать свои права, и устранения барьеров в повседневной жизни. Стратегия основана на Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и учитывает опыт реализации предыдущего Плана действий по инвалидности.
В Евросоюзе не существует отдельной политики по реализации подхода «поддержки занятости», но многие европейские страны используют средства Европейского социального фонда для финансирования инициатив по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте как составляющую таких инициатив.
Хотя в разных странах Европы внедряются различные инициативы по поддержке занятости, в некоторых странах:
· статус таких инициатив до сих пор не определен;
· финансирование является нестабильным и непредсказуемым;
· не хватает осведомленности о поддержке занятости на национальном политическом уровне и на уровне государственных служб занятости;
· недостаточно статистических данных и не производится мониторинг;
· наблюдается нехватка финансовых и профессиональных инициатив для провайдеров услуг.
Задачи Европейской стратегии по инвалидности разделены на восемь приоритетных сфер:
· доступность: сделать товары и услуги доступными для людей с инвалидностью и способствовать развитию рынка вспомогательных устройств;
· участие: обеспечить, чтобы люди с инвалидностью пользовались всеми преимуществами гражданства Евросоюза; устранить барьеры в равном участии в общественной жизни и досуге, способствовать предоставлению качественных услуг по месту жительства;
· равенство: противодействовать дискриминации на основе инвалидности и продвигать равные возможности;
· занятость: существенно увеличить долю лиц с инвалидностью, работающих на открытом рынке труда;
· образование и профессиональная подготовка: содействовать развитию инклюзивного образования и обучения в течение жизни для учащихся с инвалидностью;
· национальный проект: продвигать достойные условия жизни, преодолеть бедность и социальное исключение;
· здравоохранение: способствовать равному доступу к медицинским услугам и соответствующим заведениям;
· мероприятия вне Евросоюза: продвигать права людей с инвалидностью в процессе расширения Евросоюза и в международных программах развития.
Согласно данным Статистики Евросоюза по вопросам доходов и условий жизни, на уровне Евросоюза участие в рынке труда берут в среднем 57% людей с инвалидностью (занятые и безработные), а среди людей без инвалидности этот показатель составляет 80%.
Во всех странах-членах Евросоюза разница между уровнем экономической активности людей с инвалидностью и без инвалидности является значительной. Уровень экономической активности людей с инвалидностью особенно низким является на Мальте (36,5%), в Хорватии (38,6%) и Румынии (40,3%), и наоборот, достаточно высоким - в Люксембурге (62,5%), Швеции (68,4%) и Германии (69,4%).
Хотя есть группа стран, имеющих высокий уровень экономической активности людей без инвалидности, показатели активности людей с инвалидностью в этих странах могут сильно отличаться. Это свидетельствует о наличии потенциала к повышению уровня экономической активности людей с инвалидностью путем распространения опыта между странами. Важно отметить, что в шести странах, где разница между уровнем активности низкая (Германия, Люксембург, Австрия, Словения, Италия и Франция), хорошо разработаны схемы квот для людей с инвалидностью. Низкий уровень активности связан с бедностью как для людей с инвалидностью, так и без нее.
Ниже приводится анализ состояния дел по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте в семи европейских странах. Во многих странах Европы основную поддержку занятости людей с инвалидностью предоставляет сеть учреждений по поддержке занятости, которые преимущественно созданы неправительственными организациями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)