Обзор услуг по поддержке занятости для людей с инвалидностью
Эти материалы подготовлены по результатам исследования современных программ по предоставлению общей поддержки занятости и сопровождению на рабочем месте для людей с инвалидностью в странах Евросоюза. В частности, проанализированы соответствующие положения на рынке труда в семи странах Евросоюза.
Основное внимание уделяется интеграции основных мероприятий по поддержке занятости (трудоустройства) - как в процессы поиска работы, так и в процессы, происходящие на рабочем месте.
Обзор услуг по поддержке занятости для людей с инвалидностью, которые ищут работу в странах ЕС
Услуги по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте для инвалидов предоставляются во многих странах Евросоюза. Но модели предоставления таких услуг в разных странах отличаются. В некоторых государствах-членах приняты национальные программы «Поддержка занятости» и реализуются мероприятия по сопровождению на рабочем месте, финансируемые из государственного бюджета. В других странах такие услуги предоставляются по принципу «снизу вверх», поэтому являются более разнообразными и разветвленными. Часто соответствующие меры реализуются неправительственными организациями.
Модели финансирования тоже разнообразны: от финансирования из государственного бюджета до смешанного финансирования (государственное финансирование и средства неправительственных организаций), и во многих случаях к этому добавляются также средства Европейского социального фонда.
Сейчас в подходах к занятости людей с инвалидностью наблюдается тенденция перехода от медицинской модели «реабилитации людей с инвалидностью» к модели подготовки рабочей силы, ориентированной на «возможности» людей и их участие. Раньше основная поддержка занятости людям с инвалидностью предоставлялась через так называемые «Мастерские» (компании, где выделяются рабочие места для людей с инвалидностью). Но с 1990-х гг. люди с инвалидностью стали получать все больше услуг от Государственной службы занятости как от учреждения первого контакта, поскольку таких людей поощряют быть одной из категорий клиентов Государственных служб занятости. Они могут быть бенефициарами таких же мер на рынке труда, как и другие соискатели, но им еще предоставляется дополнительная поддержка:
· сопровождение на рабочем месте;
· профориентация;
· гранты на адаптацию и приспособление рабочего места;
· субсидии для работодателей, которые берут безработных соискателей;
· помощь в чтении для лиц, имеющих ограничения зрения;
· системы квот;
· гибкие условия договоров и предоставление социальной помощи в течение определенного периода после трудоустройства.
Большинство услуг для помощи людям с инвалидностью в поиске работы предоставляется через Государственные службы занятости (бывают исключения, например в Австрии), а наиболее практичные услуги по сопровождению на рабочем месте и поддержке занятости предоставляются неправительственными организациями или частными провайдерами.
Переход к модели, ориентированной на возможности, свидетельствует о повышении внимания к оценке лиц и трудоустройству на основе результатов такой оценки, а также на текущее сопровождение на рабочем месте. Это приводит к повышению спроса на неполную и гибкую занятость. Например, в Дании введены «гибкие рабочие места» - рабочие места с неполной занятостью для людей с инвалидностью, отвечающие европейской модели «гибкого социального обеспечения», которая впервые описана именно на примере Дании (занятые по этой модели могут получать оплату по полному тарифу, но при необходимости отрабатывать неполное количество часов). Люди с инвалидностью составляют 12% всех работников с неполной занятостью. Сокращенные часы работы и гибкие условия для присутствия на рабочем месте все чаще становятся нормой для людей с инвалидностью. Согласно данным обследования рабочей силы, средний показатель занятости людей с инвалидностью в странах Евросоюза составляет 38,1%, а среди лиц без инвалидности он составляет 67%.
Люди с инвалидностью составляют 12% всех работников с неполной занятостью. В странах, где наблюдаются высокие показатели занятости работников с неполной занятостью, доля лиц с инвалидностью, имеющих неполный рабочий день, тоже высока. Показатели неполной занятости очень низки в таких странах, как Хорватия, Болгария и Словакия, а в Германии, Швеции и Нидерландах они являются высокими.
Чем выше степень инвалидности - тем важнее возможность работать неполный рабочий день. Среди работающих людей с тяжелыми формами инвалидности, около 32% составляют те, кто работает неполный рабочий день, а среди работающих со средними формами инвалидности таких - 27%.
В эмпирических исследованиях сообщается о том, что законодательство не имеет влияния на занятость, а свидетельства о действенности систем квот для людей с инвалидностью являются смешанными. Персонализированные услуги, например поддержка в трудоустройстве, кажутся более эффективными для содействия входа на открытый рынок труда, чем масштабные программы по единому стандарту (например, программы подготовки или «мастерской»).
Государственная служба занятости также способствует включению людей с инвалидностью в рынок труда путем сбора и распространения данных об эффективности услуг по реабилитации, повышения эффективности этих услуг и укрепления партнерства с заинтересованными сторонами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)