Тестирование: где, как и зачем
В процессе аутентичного текущего контроля и оценивания в инклюзивном классе также используется тестирование, как один из методов. Сторонники аутентичного оценивания категорически против него не возражают, видя в нем один из жизнеспособных вариантов в учебном процессе. При этом выбранный или специально составленный тест должен соответствовать учебным целям. Стандартизированные тесты достижений помогают учителям определить, как уровень успеваемости учащихся соотносится с показателями других детей той же возрастной группы. Такое сравнение называется нормо-ориентированным. Стандартизированные тесты интеллекта дают ценную информацию о способности ребенка к решению проблем, его словесно-логическом мышлении, способности к абстрактной зрительно-пространственной ориентации и математическом мышлении. По мнению учителей и родителей, такие тесты часто служат подтверждением для данных наблюдений за развитием ребенка, привлекают внимание к реальным различиям в развитии и необходимости в модификации программы.
Чтобы тест был валидным, его нужно нормировать на группе детей с такими же жизненными условиями и опытом, что и дети, которые впоследствии будут его выполнять. Например, тесты, нормированные на выборках населения Северной Америки, непригодные для детей, которые недавно переехали в Канаду.
На валидность стандартизированных тестов влияют и такие факторы как мотивация, стресс и усталость. Также, тесты обеспечивают валидные и надежные индикаторы общего уровня достижений в изучении школьных предметов. Однако они не всегда проверяют знания ребенка по отдельным темам школьной программы. Так, выполнив задание по природоведению в стандартизированном тесте достижений, ко мне обратился 11-летний мальчик: «В целом задачи были нормальные. Но вы не спросили меня о муравьях. Я изучал их целый семестр и могу рассказать все, что вас интересует!»
Важно помнить, что в оценивании следует применять различные подходы. Таким образом, тестирование превращается в одну из составляющих процесса аутентичного оценивания. О его роли напоминает данная Пофамом характеристика тестирования «как катализатора в улучшении методики преподавания ».
Надежность указывает на предполагаемую степень последовательности в результатах тестирования. Разработчики тестов пытаются гарантировать их надежность с помощью нескольких методов. Например, через некоторое время тест проводят повторно с той же группой (ретестовая надежность); дают разные формы одного теста двум группам в разном порядке, то есть когда одна группа сначала выполняет форму «А», а затем «Б», тогда вторая - сначала «Б», а затем «А» (надежность альтернативной формы) и изучают степень последовательности между сопоставимыми задачами (надежность теста на основе его внутренней согласованности). Показатели колеблются в диапазоне между .00 (Полное отсутствие надежности) до 1.00 (идеальная надежность). Коэффициент на уровне 80 и выше указывает на приемлемую степень надежности.
Надежность результатов теста зависит от нескольких факторов. Если тот же тест дают ученику повторно, вскоре после первого исполнения, она будет высокой вследствие «Эффекта практики». С другой стороны, надежность может снижаться из-за угадывания, непонимание (или двусмысленность) инструкций; ошибок в подсчете баллов; а также из-за усталости, стресса и уровня мотивации.
Еще один тип теста, по результатам которого учитель планирует дальнейшее обучение, называется критериально-ориентированным. Учителя готовят такие тесты, чтобы выяснить, насколько уровень приобретенных учащимися знаний, умений и навыков соответствует тем или иным требованиям учебной программы.
Например, когда ученики четвертого класса учились умножать трехзначное число на двузначное, их учитель Дон Ламберт установил критерий правильности на уровне 80%. Достижения детьми этой планки означало, что они готовы перейти к новому модулю программы на решение задач с умножением в столбик.
Результаты критериально-ориентированных тестов также часто используются для планирования дальнейшего учебного процесса. Поэтому важно, чтобы их задания давали возможность справедливо оценить имеющийся уровень навыков. Иными словами, тест должен «содержать правильные вопросы».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)