Разработка набора критериев для оценки успешности
В процессе разработки наборов критериев (шкал) следует соблюдать ряд базовых принципов. В рубрике внимание следует сосредоточить на умениях, а не на отдельных задачах. Она должна включать оценочные критерии, которые, в свою очередь, также служат ориентиром в процессе обучения. Также, набор критериев должен быть достаточно коротким, чтобы учителю было удобно им пользоваться. Набор критериев дает возможность оценить учебные достижения и несет четкую информацию для учителей и учеников. Он состоит из следующих элементов:
1) оценочные критерии, на основе которых формируется суждение об уровне данных учеником ответов;
2) качественные дескрипторы для каждого оценочного критерия, по которым определяют различия в качестве ученических ответов согласно тому или иному критерию;
3) процедурные рекомендации, например следует рассматривать каждый критерий (1) целостно, в совокупности с другими; или (2) аналитически, то есть каждый критерий в отдельности.
Предложенные принципы отражены в наборе критериев для оценки эссе, который составили специалисты правления учебного округа г. Карлтон. В нем используются такие критерии как сосредоточенность, обоснование, построение произведения, стиль и оформление предложений (соблюдение правил написания слов с большой буквы, знаки препинания, выделение слов).
Каждый из них оценивается баллом от «0» до «5», где «0» означает «отсутствует» (то есть в произведении нет главной мысли или мысли не связаны между собой), а «5» - «отлично», поскольку ученик «выражает новые соображения на тему эссе (инсайт), не отвлекается от темы; отмечает во введении три основные идеи и подкрепляет их тремя сопровождающимися мыслями; формулирует вывод, на прямую связанный с главной мыслью эссе».
Для детей младшего возраста целесообразно использовать набор критериев, который указывает на прогресс в формировании умений и навыков. Например, в принятом Британской Колумбией документе об основах формирования программ для начальной школы (British Columbia Primary Program Foundation Document, Министерство образования провинции Британская Колумбия) содержится образец такого набора. Он включает дескрипторы этапов развития письма в плане семантики. Аналогичные наборы критериев были разработаны для синтаксиса, прагматики и буквенно-звуковых связей.
Ценные советы по оценке навыков мышления в пределах определенной области предоставляет Гарднер. Например, с помощью критериев, подобных тем, которые приведены выше, предлагается оценивать мышление по формированию навыков письма. Автор также сопровождает их критериями для оценки мышления об определенной отрасли (умение определять литературный стиль, способность различать жанры и творческую работу), а также для оценки подхода к работе в определенной области (включенность в работу, способы редактирования и внесения изменений, связи с другими дисциплинами). Эти советы позволяют определить составляющие ученических достижений, которые измеряются с помощью набора критериев.
Оценивания можно проводить и без оценочной шкалы. Когда ключевые вопросы формируются на основе нормативных требований, ученики могут самостоятельно определить свой уровень развития навыков письменной речи. Пэрис и Эйрес предлагают следующие вопросы:
• Хорошо ты пишешь произведения? Объясни, почему ты так считаешь.
• Как ты учился писать сочинения?
• О чем ты пишешь в своих произведениях?
Существуют и другие стратегии. Их используют как самостоятельные инструменты текущего контроля и оценивания или как составляющие портфолио. К ним относятся: самооценка, поведенческие опросники и опросники для самоанализа собственной успеваемости и характера учебной деятельности; анкеты для изучения интересов, подходов к обучению и навыков работы, индивидуальные дневники с рефлексией относительно собственного обучения, заметки в ячейках для обозначения ключевых слов и мыслей о собственной учебной деятельности (вроде комиксов).
Валидность и надежность метода портфолио
Может учитель быть уверенным в том, что образцы ученических наработок в портфолио являются валидными индикаторами уровня усвоенных знаний, умений и навыков? По мнению Сеттлер, тесты «никогда не бывают валидными, взятые отдельно от социальной системы, в которой используются». Это замечание так же касается форм оценивания, которые основаны на данных качественного характера, вроде тех, что входят в портфолио.
Пэрис и Эйрес считают, что аутентичное оценивание является валидным относительно методики преподавания и учебных планов и программ (курикулума), поскольку оно базируется на принципах подлинной педагогики. Но, даже если учитель прилагает все усилия для внедрения аутентичной педагогики и аутентичного оценивания, валидность зависит от ряда факторов, в том числе: мотивации, стресса, усталости, ограниченных возможностей, владения языком и от культурной среды.
Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью демонстрируют нестабильную тенденцию успеваемости. Знания, которыми они обладают в одной ситуации, могут не проявиться в другой. И здесь, чтобы обеспечить валидность оценивания, его необходимо проводить в разных случаях. Аналогично, сильные стороны детей, которые с одной стороны являются одаренными, а с другой имеют ограниченные возможности обучения, могут остаться незаметными на фоне ограниченных возможностей.
Следовательно, для определения достижений и слабых мест в обучении такого ребенка, его портфолио должно содержать данные тестов достижений, дающих представление об уровне академической подготовленности; оценочные шкалы для фиксирования такого поведения как инсайт, самостоятельность, любознательность; а также уже упоминавшиеся данные о характере учебной деятельности, ее продукты и индикаторы самооценки.
Точность оценки определяется таким показателем как надежность. Оценивание надежное, если есть достаточные основания полагать, что результаты ребенка будут такими же, когда его учебную деятельность или продукт будет оценивать другой человек примерно таким же образом. Точность суждений о достигнутом учеником прогрессе в овладении знаниями, умениями и навыками обеспечивается путем использования множественных методов демонстрации знаний и учета различных взглядов по отдельным составляющим портфолио (в частности, их оценок самим учеником, учителем, родителями и его / ее ровесниками).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)