Оценивание в классе
Дэн Бейчер (Dan G. Bachor), доктор психологии, работает преподавателем на кафедре основ психологии педагогического факультета в Университете Виктории. Он читает курсы по специальному образованию и планированию исследований. Главными темами его научной работы является оценивание в учебном процессе, индивидуализированное оценивание, дети с проблемами обучения и методика обучения детей с особыми потребностями.
CAPNAT: общенациональное исследование методов оценки в классе
Проект CAPNAT - это научно-исследовательская программа, которая реализуется совместными усилиями специалистов из Университета Виктории и Университета Квинс. Его цель заключается в разработке методов для решения проблем оценивания в повседневной педагогической деятельности и оценки их эффективности. К этой работе также привлечены несколько канадских школ.
Оценивания в классе и индивидуализированное оценивание в более широком контексте
На сегодняшний день общая методика оценивания в канадской школе существенно меняется вследствие введения нескольких новых методов. Ключевой вопрос любого оценивания можно сформулировать так: «достигают дети в моем классе соответствующего прогресса? » В случае утвердительного ответа возникают другие вопросы, но уже по подготовке содержательных документов для отчетности перед родителями. Если же ответ отрицательный, то вопросы оценивания требуют более детального анализа. Сейчас учителя вводят новые методы оценивания, в том числе в начальной школе. Так, метод портфолио предполагает сотрудничество учителя и ученика. Они совместно определяют важные для ребенка учебные цели и затем применяют такие виды оценочных задач и продуктов учебной деятельности, которые наиболее отображают их достижения. Кроме того, органы управления на уровне провинций по всей Канаде нарабатывают нормативную базу или внедряют практические меры, чтобы помочь администрации / правлению учебных округов на местах воплощать метод портфолио. Предложенные методические рекомендации различаются по уровню детализации. Поэтому, в некоторых случаях администрация / правление округа должны предоставлять дополнительные уточнения для эффективного применения этого метода в школе.
Потрфолио можно использовать во время встреч с родителями, чтобы обсуждать успехи их ребенка и на примерах показать, как он усваивает школьную программу. В портфолио входят образцы наработок как наглядная иллюстрация того, как он успевает (или не успевает) в школе. Таким образом, учитель может предложить родителям или ребенку: «Посмотрите, что было сделано». При этом ему не нужно оценивать каждую работу и решать, на какой балл она заслуживает (худшая часть в процессе оценивания учеников для многих педагогов) (Андерсон и Бейчер (Anderson & Bachor).
Как учителя определяют валидность портфолио? Изначально считается, что содержание портфолио является валидным, поскольку все его составляющие связаны с ожидаемыми результатам учебной деятельности на уроке. Однако до сих пор нет никаких значительных исследований для проверки этого предположения. Содержание портфолио бывает разным, поскольку сами ученики выбирают работы, которые стоит к нему приобщить. Предполагается, что на основе этих свидетельств можно оценить рост учеников (их прогресс в овладении учебных программ). Однако, учитывая вариативность его содержания, вопросы о сравнении результатов ученика с его предыдущими достижениями, определение прогресса и эффекта и т.п. остаются открытыми.
Среди других новейших практик оценивания, например общего пользования наблюдения или описательных отчетов вместо отчетов в символьном формате (то есть баллов), метод портфолио представляет собой новую форму оценивания в классе. Она фундаментально отличается от традиционных подходов на основе тестирования. Для того чтобы провести оценивание, учитель должен предварительно определить несколько важных моментов. Во-первых, какие педагогические подходы следует выбрать и какие ожидаемые результаты планируется достичь. Во-вторых, какие другие услуги нужны ученику, чтобы максимально задействовать его учебный потенциал. И, в-третьих, где эти услуги будут предоставляться. Эти вопросы побудили к расширению практики оценивания учащихся с особыми эмоциональными потребностями. Отныне в нем применяются не только стандартизированные тесты, по результатам которых ребенка направляют в определенный класс или учебное заведение, назначают занятия со специалистами и предоставляют другие ресурсы, но и другие методы для получения дополнительной информации. Таким образом, ответить на эти вопросы можно путем выбора и проведения надлежащих тестов от специализированных коммерческих компаний или с помощью методик оценивания, разработанных самим учителем.
Портфолио
В портфолио входят завершенные продукты учебной деятельности, а также образцы работы, характеризующие сам процесс обучения. Так, Гарднер (Gardner) употребляет термин «процесс-фолио», тем самым подчеркивая, что к нему следует включать начальные идеи, черновики и критические замечания. То есть, портфолио должно содержать различные наработки, как например: готовые произведения и их рабочие варианты, оценочные шкалы (или наборы критериев для оценивания), данные различных наблюдений, видеозаписи выполнения определенной деятельности, рисунки, заметки саморефлексии, фотографии и / или графики. Например, когда в дополнение к произведению учащиеся с нарушениями письма демонстрируют результаты своего обучения с помощью наглядных средств или показывают, как использование графического организатора помогло им в подготовке письменной работы, это позволяет более адекватно оценить их прогресс. Аналогично, Пайк и Сейленд рекомендуют создать и постоянно пополнять сборник аудиозаписей с образцами устной речи учащихся, чей родной язык отличается от языка обучения. В очередной статье (вставка 4) говорится о индивидуальных способах демонстрации знаний и приводится пример эффективного применения метода множественного оценивания в работе с ребенком с ограниченными возможностями обучения. . Одна из наиболее распространенных - это портфолио или подборка наработок, которые ученик вместе с педагогом собирает в течение учебного года. В следующей рубрике «Размышления специалиста »помещена статья по вопросам оценивания в классе (вставка 3). В ней рассматриваются варианты применения портфолио как инструмента оценивания в канадской школе и связанные с этим проблемы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)