Подходы к оцениванию
Почему важно тщательно подходить к выбору способов текущего контроля и оценивания деятельности наших учеников? Роберт Штернберг из Йельского университета поднимает существенные вопрос: от методов преподавания зависит то, какие умения и навыки смогут продемонстрировать ученики; а методы оценивания могут помешать их продемонстрировать. Ученый убежден: необходимо разорвать «порочный круг», в котором оценивание действительно помогает спрогнозировать будущий уровень успеваемости в школе, однако то, как оно осуществляется, трудно назвать инклюзивным. Поэтому, чтобы создать условия для инклюзии, оценивание должно быть аутентичным.
Аутентичное оценивание
Существует много вариантов определения концепции аутентичного оценивания. Такое оценивание способствует лучшей организации обучения, помогает привлечь учащихся к процессу оценивания, обеспечивает комплексность, позволяет оценить понимание абстрактных понятий, навыки решения проблем, применение, интерпретации, а также отражает местные нормы и ценности.
Под аутентичностью подразумевается «степень связи между тестом, деятельностью или продуктом, который используется в процессе оценки, и его реальным референтом». Независимо от выбранной формы оценивания, именно оценивания, его цель и образовательные цели должны быть четко связаны между собой. Очень полезными в оценивании являются тесты, если они соответствуют педагогическим стандартам и если существуют достаточные основания для получения данных, которые может обеспечить определенный тест.
Аутентичная педагогика и аутентичное оценивание
Аутентичное оценивание берет свое начало с аутентичной педагогики. Так, Ньюман подчеркивает (1998), что аутентичное оценивание «Начинается с видения интеллектуальных достижений, а не из набора оценочных процедур ».
Аутентичные учебные задания отражают актуальные и значимые проблемы из «Реальной жизни», которые способствуют развитию абстрактного понимания. Например, когда ученики прогнозируют, экспериментируют, наблюдают, объясняют и пересматривают свои предыдущие предположения на уроке физики, они вовлечены в «настоящую» научную работу, а не просто слушают или читают о ней.
Джилиан Бикертон организовала «инженерные соревнования» для учащихся начальной школы. Участники должны были разработать конструкцию судна площадью максимум 600 см2, которое бы держалось на воде, было «пригодным для плавания» и способным нести 500 г груза. Так дети стали учеными. Они обсуждали вопросы плавучести в «научных кружках», экспериментировали с формой, материалами и вместимостью; проводили «ходовые испытания» различных образцов; перерабатывали свои модели; и записывали наблюдения. Этот учебный опыт помог им в аутентичных условиях овладеть такими понятиями как плавучесть и плотность и оценить собственное обучение. Они анализировали важнейшие факторы, под действием которых корабль плывет по воде. Оба борта корабля были одинакового веса, поэтому он держал равновесие. У корабля должны быть тонкие борта. Так он построен. Все, что нужно, это закруглить борта и сделать их достаточно высокими, чтобы не затекала вода. Думаю, что мой корабль не выдержал всего груза, потому что не был достаточно вместительным для него.
Учителя этих детей узнали, как у учащихся начальной школы постепенно формируется понимание такого явления как плавучесть и как на его формирование влияет разный опыт работы с кораблями и другими предметами. Также, на основе наблюдений за деятельностью класса, они планировали дальнейшее обучение и искали способы адаптировать его для учета индивидуальных различий.
Когда ученики работают над аутентичными задачами в школе и приобщаются к аутентичному оцениванию своей учебной деятельности при выполнении таких задач, повышается уровень их активности и усердия. Кроме того, исследования Кейса показывают, что учебный процесс целесообразно строить на основе текущего понимания учащимися тех или иных явлений. Тогда они достигают значительно лучших результатов, чем тогда, когда учитель исходит из представления о сущности знаний, характерного для взрослого человека. Такой метод обеспечивает «концептуальный мост», по которому дети могут продвинуться чуть дальше и глубже понимать сложные понятия. Благодаря постепенному овладению таких концепций дети лучше переносят знания и навыки с одного контекста на другой и дольше удерживают их в памяти. Метод концептуального моста подтверждает справедливость слов Маргарет Дональдсон о том, что, желая эффективно обучать, мы должны «сделать прорыв, чтобы понять ребенка».
Чтобы выяснить, насколько дети знают материал программы, учитель может провести опрос по теме, предложить им определить тему или ключевые понятия из того или иного учебного модуля и / или спросить у них, что они хотели бы узнать из нового материала.
Ватсон и Коничек приводят пример, когда у учеников 4 класса поинтересовались, что такое тепло. Этот вопрос поставили до того, как они начали изучать это понятие. Дети сами планировали и проводили эксперименты, чтобы убедиться, что свитера и шапки теплые. А учитель получил отправную информацию, чтобы на ее основе формулировать соответствующие вопросы в соответствии с текущим уровнем знаний учеников.
Когда учитель действительно учитывает мнение и опыт учащихся, придерживается принципов аутентичной педагогики и использует значимые учебные материалы в условиях инклюзивного класса, то аутентичное оценивание дополняет методику преподавания и способствует максимальному развитию потенциала учащихся.
Аутентичное оценивание в инклюзивном классе
Существует целый ряд различных стратегий текущего контроля и оценивания, которые помогают учителю и ученикам анализировать учебную деятельность и ее результаты. Одна из наиболее распространенных - это портфолио или подборка наработок, которые ученик вместе с педагогом собирает в течение учебного года. В следующей рубрике «Размышления специалиста »помещена статья по вопросам оценивания в классе (вставка 3). В ней рассматриваются варианты применения портфолио как инструмента оценивания в канадской школе и связанные с этим проблемы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)