Оценивание учеников. Заметки ресурсного учителя
Дебора Фейрхерст (Deborah Fairhurst), магистр педагогики, работает заместителем директора и ресурсным учителем в начальной школе им. Юджина Коста и имеет богатый опыт работы с детьми, у которых есть трудности обучения.
Я занимаюсь с детьми, с подготовительного по шестой класс. Наш город динамично развивается и школа расположена в районе, где проживают семьи с высоким уровнем достатка.
В общем, школу посещает чуть больше 500 детей. Средняя наполняемость классов – 27 учеников. У нас есть дети с ограниченными возможностями в обучении, с социальными / эмоциональными и поведенческими потребностями, а также одаренные дети. Все они интегрированы в обычные классы. На своей должности я выполняю административные обязанности и провожу уроки, заменяя учителей, чтобы дать им время для подготовки. К тому же я являюсь ресурсным специалистом по обучению (Instructional Resource Person), то есть я оцениваю разработки индивидуализированных учебных планов для этих детей с особыми потребностями.
Большинство учеников нашей школы из обеспеченных семей. Они имеют замечательные условия для развития речи, формирования навыков грамотности, для отдыха и путешествия. Некоторые из них умеют читать еще до подготовительного класса. Много других детей достаточно хорошо читают и пишут к концу первого класса.
Ученики, которые сталкиваются с трудностями, имеют перед собой пример этой продвинутой референтной группы, которая демонстрирует высокие академические показатели. К сожалению, так или иначе, они сравнивают себя с ровесниками и решают, что у них ничего не получается. Как следствие, первоначальный энтузиазм и надежды, с которыми они впервые открыли двери школы, куда-то исчезают. Им на смену приходит разочарование и желание махнуть на все рукой. Во время уроков учителю помогают родители-волонтеры. Они немного огорчаются, когда видят, как сложно их ребенку дается материал, который быстро усваивают одноклассники.
В этом я вижу самую большую проблему. По моему мнению, прежде всего необходимо помнить, что все дети учатся. Это позволяет оптимистично оценивать их потенциал.
При этом каждый из них осваивает знания и навыки в своем индивидуальном темпе. И здесь важно не просто признать существование многообразия, но и ценить его. Выработать такое отношение нелегко, в частности в век высоких требований по подотчетности учебных заведений, которую внешние учреждения пытаются обеспечивать с помощью стандартизированных тестов, учебников, учебных планов и программ, и педагоги вынуждены эти требования соблюдать.
А еще моя задача усложняется тем, какой смысл школа вкладывает в стремление к «лучшим результатам», что отражено в общей цели нашего заведения.
Ведь во многих случаях это означает, что мы концентрируем внимание на высоких академических показателях. Они начинают казаться важнее другой нашей задачи - помогать каждому ребенку найти свой эффективный путь к личностному росту и уверенно преодолевать его. Но, обычно в любой школе ситуация складывается таким образом, что, пытаясь подстроить оценивание и методику преподавания под средний уровень развития и выше, мы забываем о важной группе детей. Поэтому, на мой взгляд, в оценке лучше исходить из существования определенного континуума обучения, где есть место для каждого ребенка, и вместо того, чтобы искать неудачи, гораздо целесообразнее подчеркивать его успехи на пути к знаниям. Итак, оценивая ребенка, я каждый раз ставлю перед собой следующие вопросы:
1. Что из замеченного или услышанного в процессе взаимодействия с ребенком, поможет мне понять, как он воспринимает данную задачу?
2. Какая тактика вмешательства будет оптимальной - задать вопрос или предложить новую деятельность, чтобы помочь ребенку сосредоточиться и лучше понять материал?
Как правило, во время индивидуального оценивания я прошу ученика дать характеристики собственной учебной деятельности, в том числе рассказать о своих подходах и стратегии обучения. Но я не позволяю себе делать выводы только на основании такого разговора. Практика показала, что часто требуется дополнительное наблюдение и опрос. Оно позволяет компенсировать нехватку металингвистических навыков, в результате которого ребенок не может в полной мере описать свою учебную деятельность.
Иногда наблюдение и оценивание помогают мне лучше понять, как ребенок представляет информацию. Вместе с тем, время от времени в дальнейшей работе с учеником, мне приходится признать, что заслуга в улучшении его учебных результатов принадлежит не мне, а однокласснику, который лучше, чем я помог ему понять тот или иной аспект темы. Больше всего мне нравится ситуация, когда ученик умеет четко описать собственное обучение. Тогда оценивание лишь подтверждает его самооценку, и на ее основе формируется та или иная программа вмешательства.
Как-то я попросила ученицу 4 класса по имени Бретани отредактировать свое произведение. Девочка сначала должна была найти в нем все слова, написанные неправильно. Ученица извинилась и объяснила, что не умеет этого делать. Она рассказала, что давно допускает орфографические ошибки и теперь плохо помнит образы слов. Впоследствии, в процессе наблюдения я убедилась, что эта причина была достаточно вероятной.
Также, это был отправной пункт нашей дальнейшей работы. Мы вместе изучали правила написания слов, и Бретани успешно их усваивала. Она научилась различать словообразовательные модели и развила навыки визуализации. Таким образом, девочка смогла удовлетворить потребность, которую сама для себя определила. На мой взгляд, для детей больше пользы приносит оценивание, которое не акцентирует внимание на недостатках, а способствует росту. И работа учителя будет эффективнее, если он использует оценивание для выяснения индивидуальных способов обучения, которые выбирает для себя каждый ученик, вместо того чтобы блокировать их.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)