Роль учителя в осуществлении текущего контроля и оценки
Успешность текущего контроля и оценки, а также возможность с пользой применить их результаты, во многом зависят от учителя.
Существует три метода сбора значимых данных для текущего контроля и оценки:
1) Мониторинг учебной деятельности учащихся путем наблюдения и фиксирования выполненной ими работы.
2) Проверка результатов учебной деятельности с помощью различных методик тестирования.
3) Выяснение «текущей динамики» совместно с учениками, учитывая их мнение, то есть, как они понимают данный материал, и какую пользу из него получают.
Реализация этих задач требует взаимодействия между учителем и учеником. Ведь оба играют значительную роль в мониторинге учебной деятельности и ее результатов и совместно анализируют уровень понимания материала.
Личностно-ориентированный характер текущего контроля и оценки
К решению этих трех задач учитель должен подходить с позиций личностно-ориентированного обучения. В 1993 году Американская психологическая Ассоциация опубликовала набор ориентированных на ученика психологических принципов, которые определяют ход учебной деятельности. В этих принципах признано влияние интеллектуальных, мотивационных, развивающих, личностных и социальных факторов на формирование новых знаний, умений и навыков. Также, в них акцент сделан на индивидуальность ученика. Мнение детей о самих себе, с одной стороны, и мнение учителя о них, с другой, имеет большое значение для обучения, а потому этому уделяется большое внимание в процессе текущего контроля и оценки. То, как ученики воспринимают различные аспекты обучения на уроке, напрямую связано с уровнем их успеваемости и мотивации. Такое восприятие учениками влияет на эти показатели значительно больше, чем оценка учителем своей педагогической практики. Применение личностно-ориентированного подхода ведет к улучшению отношения ребенка к обучению, способствует активизации его познавательной деятельности и повышению достижений.
В личностно-ориентированном подходе акцент делается на индивидуального ученика: наследственность, опыт, взгляды, жизненные условия, таланты, интересы, способности и потребности. Он сочетается с акцентом на обучении, то есть на применении данных последних исследований о характере процесса познания и о том, как он происходит; на внедрении эффективной педагогической практики, способной обеспечить высокий уровень мотивации, обучения и достижений для всех учеников. Этот двойной фокус создает основу и задает ориентиры в организации учебного процесса.
Однако, в оценивании ученики долгое время оставались в стороне, и их мысли и опыт не учитывались. Современные научные данные свидетельствуют о важности рефлексии в собственном обучении, поскольку она помогает конструировать смысл и приобретать компетентности. К тому же, принимая во внимание все более сложные реалии жизни в современном обществе, вдумчивое оценивание своего обучения имеет для индивида большое значение.
Оценивать ученика в первую очередь должен он сам. Мы хотим, чтобы дети учились в течение всей жизни по собственной инициативе, а не переводили эту обязанность на других; чтобы «поиск» знаний стал их внутренней потребностью. И поэтому, чтобы проверить себя, они должны формулировать свои собственные вопросы и создавать свои собственные тесты.
До сих пор мы мало задумывались над тем, как ученики понимают материал, который изучается в школе. Однако этот фактор необходимо учитывать, вместе с рефлексией учащихся и оценкой своего школьного обучения. Для гармонизации индивидуальных характеристик ребенка, учебно-методического обеспечения и образовательной среды, в первую очередь следует «слушать, что говорят дети».
Джилиан Бикертон рекомендует подумать над взглядами на обучение самих детей. В ее исследовании на вопрос, как они понимают сущность обучения, ученики первого класса обычно отвечали, что это «хорошая работа» или конкретные виды деятельности, например обучение чтению. Старшие ученики демонстрировали более глубокий уровень рефлексии: «Когда действительно постараемся, можно улучшить свой результат» (3 класс); «Обучение дает возможность получать знания и навыки в той или иной деятельности, чтобы потом без проблем ее выполнять» (5 класс); «Обучаясь, человек узнает о вещах, которые раньше были ему неизвестны, и начинает понимать их» (7 класс). Итак, с возрастом взгляды детей меняются, что обусловлено их развитием и расширением школьного опыта. Такое изменение взглядов по мере роста ребенка необходимо принять и учитывать в организации обучения и оценивания.
Так, Вивиан Пэйли замечает: «Главное на уроке - это мышление ученика ... И тут рядом должен быть человек, способный выслушать, ответить, и помочь свести воедино важные слова из разных инсайтов ученика». Работая с учениками подготовительного класса, Пэйли пыталась выходить из начальных представлений детей о единицах измерения и поощряла формирование этого понятия при выполнении различных задач.
Сначала попытки учительницы объяснить детям стандартные способы и единицы измерения были напрасны. Дети не воспринимали их и отдавали предпочтение «собственным» понятиям, которые гораздо ближе для них (например, длину коврика они выражали количеством одноклассников, которые становились в ряд, или понятие «много» передавали просто большими числами). Поэтому, оценивая их понимание чисел, Пэйли опиралась на представление самих детей.
Например, в одном из заданий учащиеся должны измерить столы для праздника и могли сами выбирать инструменты измерения.
Длина первого стола была «четыре линейки»; другого - «два больших блока из набора строительного конструктора и один средний»; третьего - «три деревянные палочки»; и четвертого - «одна длинная веревка». После измерения мы выложили рядом на коврике длину каждого стола, представив ее соответственно линейками, блоками, палочками и веревкой.
Эдди: Смотрите, они все заканчиваются там же!
Учитель: Что это говорит нам о столах?
Все: Они одинаковые.
Учитель: Какой способ измерения удобнее использовать дальше на уроке рисования?
Все: Веревку.
В этой ситуации линейки, блоки, кусочки древесины и веревку снова отодвинули на второй план понятия пронумерованных дюймов. Дети не были готовы выражать свои идеи при помощи чисел.
Таким образом, мнение ученика учитывается путем интеграции его текущего понимания и подходов к учебной деятельности в процессе оценивания и организации обучения, а также путем его вовлечения в процесс оценивания. Согласованность трех составляющих: индивидуальных характеристик учащихся, учебно-методического обеспечения и оценивания - делает процесс обучения более эффективным. Несколько рекомендаций по обеспечению приведены далее в рубрике «Профессиональный портрет»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)