Практика применения форм взаимодействия властей и неправительственных организаций
Сразу же следует отметить пробелы в реализации указанной формы взаимодействия, которые, по данным мониторинга общественных организаций, существуют из-за несовершенной структуры сайтов органов публичной власти, недоступность информации о начале общественного обсуждения и его формальный характер, что отражается также на декларативности вновь рассмотренных нормативно-правовых актов.
Вместе с тем практика применения этой формы взаимодействия, с точки зрения органов публичной власти, свидетельствует об обратном. Таким образом, в докладах этих субъектов достаточно часто высказывается мнение о соответствии национального законодательства, регламентирующего права и свободы инвалидов, их конституционного права на объединение международным стандартам. Безусловно, что права и свободы инвалидов, регламентированы в национальном законодательстве, и отвечают международным нормам. Однако международные нормы только декларируют это право, раскрывают его содержание, формируют принципы его реализации, все остальное является прерогативой национального законодательства. На практике мы сталкиваемся с множеством законодательно закрепленных положений, которые имеют чисто декларативный характер- право на льготное медицинское обеспечение, право на надлежащий уровень жизни, право на доступ к информации, право на беспрепятственный доступ инвалидов к социальной инфраструктуре и т.
Сам факт конституционного закрепления системы социальных прав еще не означает их автоматическую реализацию в процессе публичного управления, что обусловлено рядом факторов «экономической состоятельности». Потребности инвалидов финансируются на 6-9%, поэтому принятое законодательство фактически не работает и имеет сугубо декларативный характер. В этом смысле вполне понятны позиции отдельных ученых по созданию максимально простого, четкого и необременительного механизма обеспечения прав и свобод инвалидов, определение государственных гарантий его реализации, усиление сотрудничества общественных институтов и органов публичной власти. В этом контексте заслуживает внимания опыт Швеции по созданию и функционированию Института по проблемам людей с ограниченными возможностями и Института по разработке вспомогательных средств для людей с ограниченными возможностями, поскольку для отечественного законодательства присуща практика.
Таким образом, в рамках Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов указанные отдельные мероприятия, исполнителями которых является- Национальная академия педагогических наук (совершенствование учебных программ для лиц с инвалидностью, разработка учебной литературы, предоставление предложений по совершенствованию образовательного законодательства), Национальная академия наук (разработка стандартов, проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ), Академия медицинских наук (разработка государственных стандартов).
С целью эффективного выполнения определенных мероприятий и осуществления эффективной государственной политики по защите прав и свобод инвалидов создаются отделения и при этих академиях по проблемам лиц с инвалидностью, в штат которых вводятся нескольких ведущих экспертов, которые специализируются на разработке предложений по совершенствованию предоставления образовательных, медицинских и правовых услуг инвалидам, внесение предложений с действующим законодательством и определения гарантий его реализации.
На улучшение взаимодействия следует направить сотрудничество по переподготовке кадров и совместного обучения навыкам эффективного взаимодействия. На сегодняшний день Государственной архитектурно строительной инспекцией совместно с общественным объединением «Национальная Ассамблея инвалидов» и другими общественными организациями инвалидов начато проведение специальных обучающих семинаров, выездных совещаний и других мероприятий для работников ее территориальных органов. Кроме того, в рамках Всеукраинской программы «Создание беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-гражданского назначения» внедрено проведение курсов повышения квалификации для руководящего состава этой инспекции. В то же время отдельные ученые отмечают необходимость ввести специальные курсы в вузах, осуществляющих подготовку государственных служащих которые направлены на улучшение связей с общественностью.
Заметим, что анализ деятельности органов публичной власти свидетельствует о необходимости предусмотреть специальную программу для курсов повышения квалификации, адаптированную к современным требованиям и стандартам соблюдения прав и свобод инвалидов. Для этой работы необходимо привлечь наиболее опытных членов общественных организаций инвалидов с соответствующей профессиональной подготовкой и органов публичной власти. Эти курсы можно ввести на областном и районном уровнях в пределах последипломного образования.
Подготовку по специальной программе должны пройти те категории руководящего аппарата органов публичной власти, отвечающих за реализацию и обеспечение прав и свобод инвалидов. В процессе комплектования учебных групп необходимо учитывать, что большинство должностных лиц имеет необходимую профессиональную подготовку, практический опыт работы с лицами с инвалидностью, многие из них во время обучения овладели специальными учебными курсами, формирующие позитивное отношение к людям с инвалидностью и т. П.
Кроме того, целесообразно укомплектовать группы по направлениям деятельности. Таким образом, в состав группы по реализации права на труд и занятости инвалидов следует включить на областном и региональном уровне должностных лиц Министерства социальной политики, Государственной службы занятости, Фонда социальной защиты, уполномоченных лиц предприятий, учреждений и организаций. Однако одновременно с соответствующей тематикой занятий по определенному направлению следует предусмотреть смотровые темы по реализации и защиты других прав и свобод инвалидов.
Учебные и перспективные планы (на одну-две недели) состоят из курсов с учетом пробелов в теоретических знаниях и практических навыках. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для более эффективной подготовки государственных служащих, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод инвалидов, необходимо внести в учебные планы вузов, осуществляющих подготовку специалистов для органов публичной власти, изучение спецкурса по «Деятельности органов публичной власти по реализации и защиты прав и свобод инвалидов».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)