Организация взаимодействия субъектов административных правоотношений
Такая специфика деятельности общественных организаций инвалидов требует более детального своего закрепления в отдельном специализированном законодательном акте «Об общественных организациях инвалидов». Указанное предложение поддержано данным социологического опроса, согласно которым респонденты отмечают недостаток в правовом регулировании деятельности общественных организаций инвалидов (60%).
Наряду с этим, баланс интересов общественных институтов инвалидов и органов публичной власти, который заложен в стандартных правилах обеспечения равных возможностей для внедрения национальных механизмов тесного сотрудничества между государствами, органами системы Организации Объединенных Наций, другими межправительственными органами и организациями инвалидов, требует своего отражения на государственном уровне. В исследовании объектом взаимодействия органов публичной власти и общественных организаций инвалидов является фактическое состояние совместной деятельности, направленное на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов.
Однако на сегодня организация взаимодействия этих субъектов административных правоотношений недостаточно. Это в определенной степени объясняется тем, что среди органов публичной власти отсутствует единое понимание сути взаимодействия, а именно: определение направлений и форм совместной согласованной деятельности с общественными организациями инвалидов. Рассмотрим более подробно эти правовые категории.
Термин «взаимодействие» является синонимом таких понятий, как- «сотрудничество», «координация», «согласование», «содействие», некоторые ученые в контексте исследуемого направления применяют термины «связи с общественностью», «партнерские отношения», «тесные взаимоотношения.
Для взаимодействия характерно: наличие фактических устойчивых связей, позволяющих объектам влиять друг на друга, в связи с чем происходит согласованное изменение действий сторон- они сотрудничают. В специальной литературе имеются несколько определений взаимодействия. Отдельные ученые акцентируют, что взаимодействие - это основанная на законодательных актах согласована совместная деятельность государственных и негосударственных институтов. Другие придерживаются точки зрения, что это взаимосвязь двух сторон, имеют взаимные обязанности правового характера, но каждая из них обладает различными по своему содержанию полномочиями.
Учитывая изложенное, следует определить понятия взаимодействия органов публичной власти и общественных организаций инвалидов- это функционирование объединенных общей целью равноправных структурных элементов, интегрированных в единый механизм обеспечения прав и свобод инвалидов, действия которых согласованы по месту и времени на основе кооперации, делового сотрудничества, взаимопомощи и направлены на эффективное осуществление всех необходимых законодательных, административных и других мер для реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Более подробно рассмотреть состояние взаимодействия органов публичной власти и общественных организаций инвалидов можно, проанализировав формы ее внешнего проявления.
Таким образом, из-за формы взаимодействия ученые определяют: комплекс способов и приемов взаимодействия; функционально обусловленные действия взаимодействующих субъектов, систему связей и правоотношений субъектов, взаимодействующих между собой, направления взаимодействия - сотрудничество, контроль и взаимная ответственность. В юридической и специальной литературе до сих пор рассматривались лишь различные систематизированные формы взаимодействия, что связано, прежде всего, с отсутствием критериев их систематизации и детальной регламентации в нормативно-правовых актах.
В специальной литературе, учитывая место звеньев в системе управления, они делятся на формальные и неформальные- прямые и косвенные; процессуальные и организационные; организационно-структурные (внутрисистемные, общие, организационно функциональные); правовые и неправовые; организационные, представительские, защитные, финансовые. В нормативно-правовых актах они обозначены в Законе «Об общественных объединениях», который определяет только принципы взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти, то есть основания, на котором должны формироваться конкретные формы взаимодействия этих субъектов.
В других нормативно-правовых актах закреплены направления взаимодействия по- проведению антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; проведению консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики; формированию общественных советов, созданных при министерствах, других центральных органах исполнительной власти, районных государственных администрациях; информационное взаимодействие через правительственный сайт, официальные сайты органов исполнительной власти; формирование совета председателей общественных советов при органах исполнительной власти.
Кроме Закона «Об общественных объединениях», приоритетные направления совместной деятельности общественных объединений и органов государственной власти определены в Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества и первоочередных мероприятий по ее реализации. К ним отнесены: создание условий для обеспечения широкого эффективного представительства интересов граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; проведение регулярных консультаций (диалога) с общественностью; введение общественного контроля; усиление влияния институтов гражданского общества на принятие управленческих решений и их реализацию; содействие общественной активности и гражданской культуры. Следует заметить, что только в содействии органами исполнительной власти развитию гражданского общества, определены формы взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества: разработка и обсуждение проектов нормативно-правовых актов по соответствующим вопросам; осуществление институтами общественного контроля; предоставление институтами социальных услуг; создания совместных совещательных и экспертных органов и др.
Однако специализированное законодательство, регламентирующее совместную деятельность общественных организаций инвалидов и органов публичной власти, не содержит четкого выделения форм взаимодействия.
Анализируя административно-правовое регулирование деятельности указанных субъектов административного права, следует выделить наиболее эффективные формы взаимодействия.
Наиболее распространенной организационной формой взаимодействия является реализация общественной организацией инвалидов права на получение от государства материально- финансовой помощи, которая выражается в:
- праве постоянного пользования земельным деятельной из земель государственной и коммунальной собственности;
- Освобождении от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случае использования земельных участков для строительства реабилитационных учреждений, объектов физкультуры, спорта и социального обеспечения для инвалидов;
- Уменьшении размера начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
- Налогообложении средств и имущества, предоставляемого в виде помощи общественным организациям (союзам) инвалидов;
- Получении налогоплательщиком от Фонда социальной защиты инвалидов целевого займа на возвратной основе;
- Освобождении от налогообложения при определенных условиях прибыли предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов;
- Включении в налогооблагаемый доход целевую благотворительную помощь, предоставляемую резидентами в любой сумме (стоимости) для определенного перечня потребностей общественных организаций инвалидов;
- Получении дотаций на создание специальных рабочих мест для безработных инвалидов;
- Осуществлении закупки товаров, работ и услуг в рамках государственного заказа и др.
Реализация отдельной составляющей такой формы взаимодействия органов публичной власти и организаций инвалидов происходит по согласованной процедуре по получению разрешения на право пользования льготами по налогообложению или отказа в нем или его отмене. Одним из примеров реализации этой формы взаимодействия могут быть отношения социального партнерства между государством и общественными организациями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)