Глава 13. Поддержка разнообразия в классе: практическое руководство
Психолого-педагогическое оценивание
Главные темы раздела - Тесты интеллекта: что они собой представляют и какова цель их проведения.
- Тесты интеллекта для детей и их составляющие.
- Качественное оценивание.
- Оценка на уровне класса.
- Оценка для обучения.
- Оценка на основе куррикулума.
- Некоторые инструменты и стратегии оценивания.
Оценка - неотъемлемая составляющая учебного процесса. В общем, оно позволяет установить, было ли достигнуто ожидаемый учебный результат и необходимо ли дальнейшее обучение. В работе с детьми, которые существенно отличаются по своим учебными потребностям, оно также может предусматривать проведение формализованной оценки интеллекта, развития речи, моторики или функционирования нервной системы. Учителю необходимо хорошо ориентироваться в данных такой оценки и понимать рекомендации, которые из них вытекают. Обычно, он получает эту информацию в форме письменных отчетов и иногда имеет возможность лично обсудить ее со специалистом, проводивший процедуру оценки.
С точки зрения учителя, такие отчеты существенно различаются по своему содержанию и уровнем качества. Этому несоответствию можно привести несколько объяснений. Во-первых, направление ученика на оценивание может быть продиктовано разными причинами. Во- вторых, каждый такой отчет адресован определенной категории пользователей. Например, если отчет педиатра предназначен для другого медицинского специалиста или врача общей практики, то его язык и терминология вряд ли будут понятны лицу, не связанному с этими профессиями. В то же время, из такого документа педагог может почерпнуть полезную информацию.
Печатается с разрешения авторов
Этот раздел условно разделен на две части: первая посвящена формализованной оценке, которая обычно проводится психологом, а в второй речь пойдет о технологии педагогического оценивания, которую вы сможете применять на практике.
Размышляя об успехах отдельных детей в своем классе, педагогу стоит поставить два вопроса:
1. Как учатся мои ученики и какого уровня успешности они достигли в усвоении программы? 2. Каков их потенциал в обучении и каким образом я могу максимально помочь его обнаружить?
Возвращаясь к теме тестирования, заметим, что для ответа на первый вопрос оптимально подходят тесты достижений, которые в большинстве случаев непосредственно основываются на материале учебной программы данного класса. Они бывают формализованные и неформальные. К первым принадлежат стандартизированные тесты достижений, которые проводятся по указанию высшего органа управления образования и распространяются на все подчиненные ему учебные заведения. В прошлом такая практика массово применялась в Великобритании, а ныне она ограничена вступительными экзаменами в классические средние школы (англ. Grammar Schools). В Новой Зеландии в разных классах учащиеся также сдают Прогрессивные тесты достижений (англ. Progressive Achievement Tests, PAT). Однако цель последних заявлена как «являться основным источником информации, облегчать работу учителя, выявлять группы детей и способствуя более эффективной организации учебного процесса», не соответствует фактической ситуации, поскольку ценность их результатов для повседневной педагогической практики остается сомнительной. Они скорее свидетельствуют об общем уровне академических показателей. Опыт общения с учителями-практиками убеждает в том, что их прежде всего интересует не успешность отдельного ребенка, а место их класса относительно общенациональных норм / стандартов.
Для родителей и педагогов более полезны и информативны тесты, в которых специально изучаются или учитываются индивидуальные обстоятельства, и которые не только предоставляют информацию о текущем уровне достижений, но и помогают подобрать подходы, методы для дальнейшей работы учителя, ученика и родителей над проблемными сферами. Концепция общенациональных тестов с характерным для нее разделением детей с заранее определенными категориями, выше или ниже среднего показателя для группы, на которую они рассчитаны, противоречит философии инклюзии. Как правило, такие тесты не несут никакой непосредственной пользы для практической деятельности учителя. Они только показывают уровень определенного ученика относительно его класса или возрастной группы. Их результаты не содержат информации о сильных сторонах ребенка; так же, на их основе сложно предложить какие-либо рекомендации учителю по тому, каким аспектам обучения следует уделять внимание в дальнейшем.
Во второй части этого раздела речь идет о путях совершенствования учителем собственной педагогической практики на основе результатов оценки - на уровне класса и на основе куррикулума. Такой тип оценивания называется «Формирующим» (англ. «Formative assessment») и является одним из основных условий эффективного преподавания.
Мы, учителя, должны реалистично оценивать уровень достижений своих учеников и их возможности по сравнению с потенциалом ровесников. Однако, при каких обстоятельств недопустимо опускать руки под предлогом того, что «цель достигнута; больше ничего от меня не требуется». В свое время авторы этой книги учились в университете, который избрал своим девизом выражение Микеланджело: «Ancora Imparo», что в переводе означает «Я все еще учусь».
Его можно перенести на многие отрасли. Он также полностью отражает сущность педагогической профессии, специфика которой дает нам определенное право несколько перефразировать и расширить его первоначальный смысл: «Нашим ученикам и нам самим всегда есть чему поучиться».
Пытаясь ответить на первый вопрос об успехах отдельных детей в своем классе, мы в повседневной практике все больше узнаем и задумываемся над возможностями каждого из них. Когда же возникает это второй вопрос о индивидуальном потенциале? На самом деле, все зависит от конкретной ситуации, как представлено в примерах, приведенных ниже.
Пример 1. Дженни.
Дженни сейчас в 8 классе, но в следующем году она бы хотела изучать математику по программе 10 класса. Девочка всегда была отличницей. По мнению учителей, она очень умная и «схватывает все на лету». Но такое стремительное продвижение вызывает у них определенное беспокойство и опасения, что это приведет к чрезмерной перегрузке. Педагоги согласны- стабильно высокие академические показатели Дженни свидетельствуют о ее способности работать по значительно сложной программе. Но, чтобы одобрить такой шаг, необходимо более объективная информация.
Пример 2. Джонни.
По Джонни закрепилась репутация непослушного и учителям иногда трудно справиться с его неадекватным поведением. Но несмотря на эти проблемы, они замечают, что мальчик довольно способный. Педагоги предполагают, что через свое поведение ему сложно усваивать материал и / или сосредотачиваться на учебе.
Проанализируем ситуацию Джонни подробнее. Прежде всего следует проанализировать вопрос, должен поставить его учитель: «Не слишком много мы требуем от мальчика? » В частности:
1. Имеет ли Джонни достаточный уровень интеллектуального развития для выполнения поставленных задач? Иными словами, следует ли применить модификации, изменить стиль преподавания и наши ожидания в соответствии с его потребностями? 2. Имеет ли Джонни определенную физическую или медицинскую проблему, сказывается ли она на его способности спокойно сидеть, сосредотачиваться или работать над индивидуальными заданиями в течение длительного времени? То есть, следует ли нам пытаться удовлетворить эти потребности, чтобы помочь мальчику сосредоточиться на задачах, которые перед ним ставим? 3. Возможно, Джонни скучно работать с материалом, который ему предлагаем, потому что он а) не понимает его или b) уже хорошо с ним знаком?
Это достаточно разноплановые вопросы и упомянутые выше средства измерения знаний, к обсуждению которых мы еще вернемся, отнюдь не помогут на них ответить. Чтобы выяснить эти и другие подобные моменты и принять правильные педагогические решения для таких мальчиков, как Джонни, и для таких девочек, как Дженни, существует другая форма оценивания - стандартизированные тесты интеллекта.
Тесты интеллекта: что они собой представляют и цели их проведения Тесты интеллекта бывают двух видов. К первому относят групповые тесты с фиксированным временем выполнения, то есть ученики получают наборы специально разработанных вопросов и должны ответить на как можно большее их количество за определенный промежуток времени. Они не предусматривают обсуждения, разговоров с экзаменатором или его объяснений. Как правило, такие тесты позволяют объединить учащихся в группы на основе индивидуальных баллов. Но когда нужно узнать о том, каким образом лицо решает проблемы или подходит к тем или иных задачам, то пользы от них не больше, чем от групповых тестов.
Второй вид тестов интеллекта помогает ответить на вопросы, которые могут возникать у учителя по отдельным ученикам. Это стандартизированные тесты по индивидуальной процедуре проведения, когда ребенок работает с экзаменатором один на один и вместе они постепенно выполняют требования определенного теста. Этот процесс ничем не прерывается, внимание сосредоточено на ребенке, и сама процедура тестирования может быть увлекательной и приятной для него, потому что он получает возможность продемонстрировать свои способности в решении различных головоломок, интересных и одновременно сложных задач, в ответах на вопросы, связанных с общим уровнем осведомленности.
В большинстве случаев нет необходимости индивидуально оценивать уровень интеллекта каждого ученика. В то же время, во многих классах встречаются дети, для которых полезно иметь данные подобной проверки. Поэтому учителя должно прежде всего интересовать: «Какую информацию можно получить в результате проведения данного теста? »
Перед тем, как перейти к изучению информации, которую предоставляют тесты интеллекта, необходимо принять во внимание некоторые оговорки и нюансы, не всегда очевидные:
1. Результаты тестов интеллекта традиционно выражаются числовым баллом, который обычно называется «коэффициент интеллекта» (IQ) или в других случаях - «стандартизированный балл». Следует помнить, что это лишь определенный балл: он не является фиксированным и не всегда будет оставаться актуальным или истинным.
Он отражает оценку, полученную в определенный момент и при определенных условиях. В полной мере вероятно, что в случае проведения того же теста в другой день, его балл будет несколько отличаться. Конечно, если накануне у ученика произошла серьезная неприятность дома или в личной жизни, или если он получил травму головы, то шансы получить такой же балл по тесту существенно снижаются.
Однако, даже при отсутствии существенных изменений в обстоятельствах индивида, можно предположить незначительные вариации результата. Именно поэтому большинство психологов обозначают не одним числом, а числовым диапазоном в десять пунктов.
Например, если по окончательным подсчетам коэффициент интеллекта равен 105, то в отчете психолога он обозначается как 100 – 110.
2. Тесты интеллекта напрямую связаны со школьным обучением: эта связь не абсолютна, но достаточно тесная. Что и не удивительно, зная историю разработки тестов. Много вопросов, которые в них входят, составлены в сотрудничества с педагогами, поэтому напоминают привычные «школьные» вопросы
3. Тесты интеллекта способны проявлять высокие когнитивные способности, иногда далеко не очевидны даже для тех людей, которые много времени проводят с ребенком.
4. Тесты интеллекта должны проводиться только компетентными специалистами, способными вызвать доверие у ребенка, вселить чувство уверенности, которые умеют работать в рамках стандартизированных инструкций, не создавая для нее стрессовой ситуации. Поэтому к тестированию интеллекта допускаются только высококвалифицированные работники, прошедшие специальную подготовку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)