О процентных рангах
В следующем пункте или колонке отчета о проведенном тестирования интеллекта отмечается результат в процентных рангах. Процентный ранг показывает насколько хорошо индивид справился с тестом по сравнению с другими представителями своей возрастной группы. Такой способ отображения результатов предусматривает, что если бы данный тест выполняли 100 произвольно отобранных лиц из той самой популяции и возрастной группы, то результат одного человека, переведен в процент, показывает, сколько людей из этой сотни получили высшие и низшие балла.
- Если коэффициент интеллекта равен 100, лицо попадает до 50-го процента. То есть одна половина группы получила высокие результаты, тогда как вторая имеет более низкие показатели.
- При коэффициенте интеллекта 115 лицо попадает до 84-го процента.
То есть 16 человек из нашей сопоставимой возрастной группы получили высшие баллы, а остальные 83 имеют более низкий результат.
- Коэффициент интеллекта на уровне 85 соответствует шестнадцатого процентам.
Соответственно, 84 участника этой группы получили высокие результаты, а 15 имеют ниже балл.
Процентный рангах отражает тот факт, что ответы 68% популяции сосредотачиваются вблизи среднего показателя и учитывая высокую частоту распределения в этом диапазоне позиции участников тестирования сближаются; однако ближе к краям спектра дистанция между позициями тестируемых на шкале увеличивается.
- Коэффициент интеллекта 105 соответствует шестьдесят третьему проценту, тогда как коэффициент 109 уже относится к 73-м. То есть, имеем разницу в десять процентных рангов и всего 4 пункта.
- Коэффициент интеллекта 127 соответствует девяностым процентам, а при конвертации балла 145+ величина процента составляет 99,9. То есть, разница между этими результатами, выраженными в процентах, равна 10 процентных рангов, а в стандартизированных баллах коэффициента интеллекта - восемнадцать или более пунктов.
Коэффициентам интеллекта выше 145 всегда присваивают процентный ранг 99,9 или> 99,9 в знак того, что подобные высокие баллы встречаются довольно редко. Обычно, результаты процентных рангов не отражают в форме диапазона, но в процессе их интерпретации также следует учитывать такие оговорки о возможности вариаций тестовых показателей.
Составляющие интеллекта
Начиная со времен Альфреда Бине, в области понимания и измерения развития осмысленного поведения были проведены многочисленные исследования, а оригинальная версия теста Бине-Симона претерпела существенные редакции. Следует заметить, что подобные тесты дают глобальный или обобщенный балл, который служит полезным индикатором общего уровня способностей, однако в большинстве случаев на этом его значение исчерпывается. Для планирования учебного процесса учителям необходимо более подробная информация о когнитивной способности ребенка, гораздо конкретнее чем за один-единственный показатель.
Информацию, которую учителю предоставляют основные тесты интеллекта, можно разделить на четыре типа. Причем фактическая форма их представления может меняться. Например, в тестах Весклера определяются базовые баллы по четырем шкалам: вербальной, невербальной, оперативной / кратковременной памяти и скорости обработки информации. В тестах Стэнфорд-Бине базовые баллы подсчитываются по следующим категориям: вербальное мышление / знания, абстрактное мышление / визуальное мышление / визуально-пространственное мышление / флюидное мышление, математическое мышление и кратковременное / оперативная память. Эти четыре типа данных дают возможность учителю составить подробное представление о том, над чем ученику нужно работать, и, в случае расхождения между результатами индивидуализированного теста и показателями успеваемости, - выяснить, на каких аспектах обучения следует сосредоточить внимание ребенка.
Вербальная шкала
Сразу заметим, что в этом разделе речь идет в основном об учениках, которые выросли в англоязычной среде или изучали английский с раннего возраста, и поэтому для них он родной. Если основным средством обучения и бытового общения является другой язык, то в процессе тестирования необходимо применять альтернативные задачи и нормы. Однако, даже в англоязычных обществах следует учитывать факторы глобализации и массовой миграции представителей других народностей. Ведь в результате этих тенденций в развитых странах мало кому из учителей не приходится иметь дело с вопросами мульти культурности в своей повседневной практике. Мы посещали школы с английским языком преподавания, где учатся выходцы из сорока стран и культурных сообществ, являющимися мигрантами в первом или втором поколении. Следовательно, эти обстоятельства необходимо учитывать при интерпретации результатов тестирования таких учеников. Если ребенок является «продуктом» исключительно англоязычного культурного воспитания, то ее показатели по вербальной шкале теста могут служить точным индикатором способности и проявлять сильные и слабые стороны в понимании ею своей базовой культуры. При необходимости эти результаты становятся основой для составление индивидуального учебного плана.
Одной из ключевых подкатегорий вербальной шкалы является лексическая, которая проверяет способность объяснять значение определенного ряда слов. Слова к этому перечню подбираются в произвольном порядке и подаются по мере роста их уровня сложности: то есть тест начинается с общеупотребительных слов и тех, которые легко узнаются и завершается употребляемых словами, с которыми знакомы только отдельные дети, и то при условии, что они достаточно начитанные.
Вторая подкатегория оценивает способность логически мыслить и понимать абстрактные понятия, о чем можно судить по тому, как мы описываем природные явления. Ориентироваться в жизни, понимать и выражать идеи нам помогают слова, имеющие общеизвестное и конкретное значение. Они также дают нам видеть связи между явлениями. Согласно основному принципу научного развития, ни одно событие или вещь не существует сама по себе, всем присущи свои специфические определяющие атрибуты; и все взаимосвязано.
Поэтому одним из критериев когнитивной способности индивида является его способность распознавать и определять характеристики, свидетельствующие о различиях и родстве одновременно. Например, эта способность хорошо проявляется в старой словесной игре «животное - овощ - минерал».
Третья подкатегория вербальной шкалы определяет способность понимать социальные нормы и причины, побуждающие нас организовывать свою жизнь так, а не иначе. Она измеряет тип интеллекта, который дает нам возможность осознавать полезность определенных действий в существующей организации окружающего мира. Ниже для примера приведен вариант вопроса по этой подкатегории, который не встречается ни в одном известном автору тесте: «Почему в зале суда судья одет в черную мантию и парик или подобный наряд принят везде? »
Одна из причин может заключаться в том, что эти регалии характеризует индивида как человека, который выполняет реальную, однако бесстрастную роль в осуществлении правосудия и в этом смысле представляет государство, или определенное формальную учреждение, отдаленное от личностных предпочтений.
Четвертая подкатегория вербальной шкалы отвечает на вопрос о том, каким объемом информации владеет индивид об окружающей среде. Чем больше лицо интеллектуально развит, тем больше он знает и тем лучше представляет себе смысл знаний. Такая информация накапливается годами и поступает из многочисленных источников. Наши знания об окружающей среде образуются из того, о чем мы слышим, что читаем, или то, что является продуктом нашего собственного мышления. Эти элементы знаний бывают напрямую связаны с нашей повседневной жизнью или же достаточно удалены от него. Но популярность различных теле- и радио викторин, кроссвордов и других словесных игр показывает, каким образом нам нравится получать информацию, манипулировать ею и, по возможности, демонстрировать ее. Чем внимательнее и сознательнее является индивид, чем эффективнее пополняются его ячейки памяти в процессе повседневной жизни - часто даже незаметно для него самого - тем выше его способность учиться и вспоминать изученное.
В большинстве случаев в тесте интеллекта ответы на задания вербальной шкалы оцениваются как правильные или неправильные с небольшой вариативностью.
Например, в Западном мире Рождество празднуют 25 декабря, и если в вопросе указано, о какой стране или культуре идет речь, то на него возможна только один правильный ответ. Однако, преимущество индивидуализированного тестирования заключается в том, что его процедура допускает интерпретацию, казалось бы, ошибочных ответов как правильных. Однажды автор поставил пятилетнему мальчику простой вопрос об обычной игрушке - мяче - и попросил дать определение этого слова. Правильный ответ звучал бы примерно так: «Он круглый, подпрыгивает, когда ударить им о землю, им играют в игры». Но мальчик дал другой ответ, не значилась в списке правильных: «Это место, где принц выбирает себе жену». (в английском языке слово «мяч» (англ. ball) имеет омоним, который в переводе означает «бал, танцы» - прим. перев.). Наверное, перед сном он часто слушал разные истории, например, о Золушке. Позже родители подтвердили, что с раннего возраста читали сыну рассказы со всего мира, в том числе обычные детские сказки.
Ответ был зачислен в правильных, поскольку мальчик безупречно понимал, что подобное формальное празднование с танцами, которое время от времени устраивают при королевском дворе, называется «бал» (что созвучно слову, употребленном в вопросе). Он продемонстрировал довольно своеобразное, однако правильное понимание общеупотребительного слова, к которому многие его ровесники видимо и не додумались бы. Это яркий пример ответа «левого полушария», который сам по себе свидетельствует о том, что уровень интеллектуального развития ребенка выше нормы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)