Органы прокуратуры как гарантия обеспечения защиты прав и свобод инвалидов
Функционирование органов прокуратуры является важной государственной гарантией обеспечения защиты прав и свобод инвалидов, поскольку одним из основных направлений их деятельности во время представления интересов граждан в суде является защита социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина, и прежде всего лиц, нуждающихся в государственной поддержке и помощи. С целью повышения эффективности деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод инвалидов предложен абзац «Представительство интересов гражданина или государства в суде» закона «О прокуратуре» изложить в новой редакции. Эффективное правовое сопровождение демократизации управленческой деятельности органов публичной власти предусматривает дальнейшую систематизацию законодательства в исследуемом направлении, прежде всего, путем его кодификации.
5. 2. Систематизация административно-правовых норм относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Переходный период от медицинской концепции инвалидности к социальной стал толчком для многих государственных процессов, которые создали условия для нового, более цивилизованного отношения к правам и свободам инвалидов. Сегодня положением национальной доктрины поэтапно становится всесторонняя интеграция людей с инвалидностью в общественную жизнь, отношение к ним как к полноправным членам общества, которые имеют равные права с другими гражданами страны. Изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности обусловливает необходимость обеспечения комплексного подхода к трансформации действующего законодательства, усиление контроля за его соблюдением, изменением менталитета в отношении общества к проблеме инвалидности. Важным шагом в этом направлении стала ратификация Конвенции о правах инвалидов, которая состоялась 16 декабря 2009. Это событие можно считать началом переломного периода, который характеризуется коренными изменениями во взглядах и подходах к проблемам инвалидности через трансформацию составляющих правоотношений, в которых инвалид становится равноправным субъектом, а не объектом права. Приведенные факторы обусловили многочисленные изменения нормативно-правовых актов, на которых базируется формирование и реализация государственной политики в отношении лиц с инвалидностью. Однако в большинстве положения этих нормативных актов остаются преимущественно декларативными, не обеспеченными материальными ресурсами и механизмами государственного внедрения. Все изложенное повлияло на необходимость приведения законодательства, которое регулировало вопросы инвалидности, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов, а также осуществление его систематизации. Необходимость систематизации законодательства обусловлена также накоплением значительного количества различных актов, нормы которых регламентируют деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Среди проблем, связанных с систематизацией законодательства относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, можно выделить те, которые имеют общеметодологический характер, а значит, во многом предопределяют решения других:
во-первых, в связи с тем, что большинство нормативно-правовых актов, регламентирующих это направление деятельности органов публичной власти, принятые еще в советское время, наблюдается тенденция системного внесения изменений к ним;
во-вторых, систематизация необходима в связи с накоплением большого количества разрозненных актов, большинство из которых потеряли сегодня актуальность, что сказалось на несоответствии отдельных положений законодательства стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов;
в-третьих, систематизация, которая осуществляется сегодня, имеет хаотический характер, что проявляется в форме инкорпорации через общественную инициативу издания сборников относительно отдельных направлений деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов;
в-четвертых, необходимость систематизации обусловлена отсутствием единой терминологии, что значительно ухудшает согласованность системы нормативно-правовых актов. В большинстве нормативных актов используются разные термины одного направления, например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями, маломобильных групп и др. Таким образом, в исследуемом направлении процессы систематизации должны происходить быстрыми темпами, что обусловлено необходимостью своевременной трансформации административно-правовых отношений. Это, прежде всего, связано с внесением многочисленных изменений в действующее законодательство:
«Об основах социальной защищенности инвалидов » - более пятидесяти
«О реабилитации инвалидов » - более двадцати, а также наличием большого количества законодательных и подзаконных нормативно правовых актов, детализирующих отдельные положения этих законодательных актов.
В связи с этим возникла настоятельная потребность в систематизации административно правовых норм относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, устранения коллизии между законами, вывод на уровень закона правовых норм, регулируемых подзаконными актами. Чтобы определиться с границами систематизации, необходимо, прежде всего, выявить, что именно следует систематизировать.
В рамках предмета исследования систематизацию следует рассматривать как деятельность, направленную на выборку, благоустройство, согласование с международными стандартами и направлением реформирования по выбранной стратегии административного законодательства, построение ее системы с целью создания единого сводного акта, которым может быть закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов».
Основными результатами процесса систематизации во время разработки этого законодательного акта должны стать: внедрение социальной концепции инвалидности; приоритетности правозащитного направления деятельности органов публичной власти; упорядочения полномочий органов публичной власти путем их трансфера из законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов; разработка его более информационно доступным, удобным для использования; выявления и устранения коллизий.
Анализируя определенные положения, можно сделать вывод- что закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» должен отвечать следующим требованиям:
а) по своим социально-юридическими характеристиками содержание закон должен быть правовым, отвечать обновленным стереотипам отношением к инвалидам, полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод;
б) его содержание и форма должны быть построены на основе строгой концептуальной основы социальной модели инвалидности, в рамках которой определяется конституционный принцип, направленный на развитие идеологии функционирования публичных институтов как деятельности по обеспечению реализации и защиты прав и свобод граждан;
в) упорядочение законодательства должно происходить не только путем издания новых законов, но и внесения необходимых изменений в имеющиеся законодательные акты с учетом публично сервисной направленности административного законодательства, демократизации управленческой деятельности;
г) законодатель призван выявлять и учитывать общие интересы, в которых отражаются интересы не отдельных социальных групп, а определенная теоретическая конструкция, направленная на формирование полного признания и уважения прав и свобод инвалидов;
д) закон должен содержать достаточное количество юридических средств-инструментов, то есть установленных на нормативном, модельном уровне прав, обязанностей, запретов, поощрений, санкций, льгот и т. п.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)