Правовые гарантии в сфере реабилитации инвалидов
В сфере реабилитации инвалидов:
направление инвалидов на профессиональное обучение в центры профессиональной реабилитации инвалидов и учебных заведений системы Министерства социальной политики;
направление инвалидов или детей-инвалидов в реабилитационные учреждения по месту жительства;
предоставление санаторно-курортной путевки инвалидам или назначения денежной компенсации вместо санаторно-курортной путевки и стоимости самостоятельного курортного лечения инвалидам войны и инвалидам общего заболевания;
предоставление путевки в дом-интернат для инвалидов;
постановки на учет инвалидов, детей-инвалидов и выдача направления на бесплатное обеспечение техническими и другими средствами реабилитации;
направление на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями;
регистрация заявлений инвалидов для постановки на учет для обеспечения автомобилем;
направление в лечебно-профилактическое учреждение для прохождения медицинского осмотра и направления с целью обследования состояния здоровья инвалидов для приобретения льготного автомобиля;
выплата денежной компенсации инвалиду на бензин, ремонт и техническое обслуживание автомобиля, а также на транспортное обслуживание.
гарантии защиты прав и свобод инвалидов - административное обжалование решений действий или бездеятельности органов публичной власти.
Сейчас решение вопросов защиты прав и свобод инвалидов является не менее важным, чем их реализация. Полученные в ходе социологического опроса данные подтверждают это обстоятельство: 45% респондентов указывают на систематичность обращений инвалидов по поводу нарушения их прав со стороны должностных лиц органов публичной власти. Правозащитная деятельность органов публичной власти направлена на эффективную защиту прав и свобод инвалидов в случае их нарушения и охватывает собой внесудебную защиту. Законодательное регулирование механизма внесудебной защиты прав и свобод граждан осуществляется в соответствии с Законом "Об обращении граждан путем предоставления им права обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.
Согласно Закона, к решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы, относятся нарушения в сфере управленческой деятельности, в результате которых
нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);
созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Реализация обозначенных в законе "Об обращении граждан основ административного обжалования свидетельствует о ряде недостатков в становлении указанного института административного права: предвзятость при рассмотрении жалобы органом или должностным лицом высшего уровня, отсутствие правового урегулирования внесудебной защиты в пределах отдельного Административно-процедурного кодекса.
Не вдаваясь в анализ сложившихся правовых категорий административного обжалования, определим видение отдельных направлений его совершенствования.
Таким образом, эффективность любой процедуры обжалования должна базироваться на принципе беспристрастности, согласно которому субъектом рассмотрения жалобы должен выступать выше в порядке подчиненности орган, а не должностное лицо, действия или решения которых обжалуются ("Об обращении граждан). Однако на практике встречаются случаи, когда жалоба направляется органу или должностному лицу, действия которого обжалуются. В результате, инвалид, который обратился с жалобой, получает решение об отказе в удовлетворении определенных требований. С целью устранения этих недостатков следует, опираясь на зарубежный опыт, акцентировать необходимость создания апелляционных органов при субъектах публичной власти, наделенных полномочиями по рассмотрению жалоб (ФРГ, Нидерланды, Польша).
В проекте Административно-процедурного кодекса субъектом рассмотрения жалобы является образованная административным органом комиссия по рассмотрению жалоб, которая действует на общественных началах. В состав комиссий по рассмотрению жалоб включаются граждане, достигшие 21 года, кроме должностных и служебных лиц административного органа, членов их семей или близких родственников. Указанный опыт действительно заслуживает внимания, однако реформирование публичной власти требует создания полноценных институтов гражданского общества, построенных на обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики.
В связи с этим в последние годы создаются многочисленные специализированные совещательные, консультативные органы с привлечением общественных организаций: Совет по делам инвалидов, Совет по вопросам образования инвалидов при Министерстве образования и науки, Министерстве социальной политики, региональные и центральные психолого-медико-педагогические консультации. Такой комбинированный подход в комплектовании апелляционных комиссий из представителей публичной власти и общественных организаций обеспечит достаточно объективное рассмотрение жалоб. Деятельность этих субъектов рассмотрения жалоб - общественных советов - не требует дополнительных источников финансирования, поскольку его функционирование будет осуществляться на общественных началах. Наделение совещательных органов соответствующими полномочиями осуществить уже сегодня, поскольку, в соответствии с правительственными правовыми актами, общественные советы действуют при центральных и местных органах исполнительной власти. Такой подход, направленный на демократизацию управленческой деятельности органов публичной власти способствует развитию института административного обжалования, а также побуждает жалобщиков сначала реализовывать свое право на защиту во внесудебном порядке и только после этого в судебном.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)