Контрольные полномочия региональных международных институтов по урегулированию деятельности власти в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Главным международным субъектом в европейском регионе, который наделен широкими контрольно-надзорными полномочиями по урегулированию деятельности органов публичной власти в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов, является Совет Европы. Ее структурные рабочие органы и должностные лица (Генеральный секретарь, Комитет министров, Европейский суд по правам человека, Комиссар по правам человека и др.)
Гарантируют обеспечение верховенства права и международную защиту наиболее уязвимых слоев населения государств-участников СЕ. Путем согласованного функционирования всех европейских региональных институтов осуществляется внедрение в жизнь на межгосударственном уровне правовых, политических, социальных и других организационно-практических мероприятий, которые определяют и направляют направления деятельности национальных органов публичной власти. Происходит систематическое наблюдение за выполнением в этих мероприятий, а также мониторинг деятельности официальных решений государств-участников СЕ относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Кроме того, в ряде нормативно-правовых актов региональных международных организаций заложен базис проведения административной реформы, в частности по реформированию отечественной
системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Важной особенностью современного международного права является регионализация международных отношений, что позволяет более эффективно решать насущные проблемы государств, расположенных в определенных географических регионах планеты.
Кроме того, региональное сотрудничество государств не только существенно дополняет универсальную систему защиты прав человека и основных свобод, но и дает возможность устранить его пробелы, учесть особенности определенного региона, пойти дальше общего уровня обеспечения прав и свобод.
Трансграничное или региональное сотрудничество- как отмечается в Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, 1980 (Совет Европы), означает любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или органами публичной власти, находящихся под юрисдикцией двух или более государств, и на заключение с этой целью любых необходимых соглашений или договоренностей. Региональные субъекты международного права - международные организации часто объединяют страны, расположенные в определенном регионе Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др.
Иногда регион включает территорию, которая может выйти за пределы одной части мира или континента, например, в НАТО входят страны Западной Европы и Северной Америки, в СНГ - страны Восточной Европы и Азии. В ассоциацию Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества - страны четырех континентов, где связующим элементом является Тихий океан, к которому обращены или экономически тяготеют страны-члены. Объединяющим элементом для НАТО Северная Атлантика, для СНГ - территория бывшего СССР.
Путь к интеграции предполагает реальное обеспечение и защиту основных прав и свобод человека, создание правового, социальной и демократического государства, которое займет достойное место в мировом сообществе. Этот процесс, среди прочего, предусматривает коренное реформирование правовой системы на основе принципов и стандартов, утвердился на общеевропейском уровне на основе современного демократического международного права в результате деятельности европейских региональных международных организаций. Следует отметить, что по сравнению с универсальными глобальными организациями, такие институты, в связи с территориальным приближением к государствам-участникам, предпочитают контролирующие и мониторинговые функции, а также санкции разного политического и экономического характера.
Например, ООН, прежде всего, реализует консультативно-информационные полномочия, прямое легитимное вмешательство в дела государств-участников происходит достаточно редко - только в случае грубого и систематического нарушения норм международно-правовых договоров.
Зато в структуре СЕ, о которой пойдет речь, является, например, Европейский суд по правам человека- действенная контролирующая судебная организация за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека, 1950, Европейская комиссия за демократию- контролирует соответствие проектов законодательных актов национальных органов публичной власти европейским стандартам. Более того- структура СЕ включает ряд мониторинговых органов групп государств
против коррупции (ГРЕКО)
Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство взысканию или наказанию (ЕКПП)
Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА)
Европейская комиссия по эффективности правосудия (СЕПЕЖ)
Европейский комитет по социальным правам (ЭКСПО) и др.
В то же время надзорные функции СЕ также на должном уровне урегулированы, о чем свидетельствует ряд международно-правовых актов, например,
Резолюция Комитета министров Совета Европы (97) 10 от 17. 09. 1997 «Правила осуществления надзора в соответствии со ст. 24- 26 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятые Комитетом министров»,
Рекомендация Rec (2004) 4 от 12. 05. 2004 Комитета министров Совета Европы государствам членам «О роли Европейской конвенции по правам человека в университетском образовании и профессиональной подготовке»,
Рекомендация Rec (2004) 6 от 12. 05. 2004 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «Об усовершенствовании национальных средств правовой защиты» и др.
СЕ создает и использует различные виды норм, по месту в системе международного права, юридической силой, содержанием правил поведения субъектов, способом создания и форме своего существования характеризуются признаками, присущими нормам международного универсального права. От других их отличает лишь признак пространственной сферы действия, ведь они являются нормами международного регионального права. По источникам нормы права СЕ можно классифицировать как договорные и такие, которые создаются в результате принятия решений или рекомендаций.
При этом договорные нормы, как и другие международно-правовые нормы, вытекающие из договоров, заключенных между субъектами права этой международной организации. Нормы договоров СЕ являются юридически обязательными и их нарушение предусматривает международно-правовую ответственность, характер которой определяется самими участниками того или иного договора. Другие нормы СЕ, создаваемых в результате принятия Комитетом министров, Парламентской ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей Европы, решений, резолюций или рекомендаций, являются нормами, которые в своем большинстве не имеют юридически обязательного характера, не порождают четких прав и обязанностей субъектов, но одновременно производят установки, которые субъекты права СЕ должны придерживаться. Согласно ст. 1 Устава Совета Европы, 1949 целью этой международной организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Указанная цель достигается путем обсуждения вопросов, представляющих общий интерес; заключением сделок и осуществлением совместных мероприятий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, а также в области защиты и сохранения и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. В то же время участие в СЕ не влияет на сотрудничество его членов с ООН и другими международными организациями и союзов, членами которых они являются. Способами реализации этой цели является сочетание ряда мероприятий, основные среди которых:
защищать права и свободы человека, плюралистической демократии и верховенство права;
способствовать осознанию и оценке европейской культурной самобытности и многообразия европейских культур;
находить решения проблем, существующих в обществе (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, клонирование, наркотики, организованная преступность и т. д.);
- Помогать утверждать стабильность демократии путем поддержки политических, законотворческих и конституционных реформ. Таким образом, СЕ занимается всеми важными вопросами, которые возникают в европейском обществе, за исключением вопросов обороны.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)