Другие институты ООН по правам человека
Другие институты ООН по правам человека официально делятся на
- уставные органы (Совет по правам человека, Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета по правам человека, Процедура рассмотрения жалоб в Совет по правам человека)
- договорные органы (Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальных и культурных прав, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Подкомитет по предупреждению пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав трудящихся мигрантов, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям).
Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающего за содействие всеобщему уважению и защите прав человека во всем мире и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также за подготовку соответствующих рекомендаций органами публичной власти государств-участников. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют внимания с его стороны в течение календарного года.
В состав Совета по правам человека ООН входят Универсальный периодический обзор, Специальные процедуры Совета по правам человека и Процедура рассмотрения жалоб в Совет по правам человека. Универсальный периодический обзор- механизм контроля за информацией о правах человека в государствах-участниках ООН, который дает возможность каждой национальной публичной администрации отчитываться о совершенных ею меры с целью улучшения ситуации в сфере реализации и защиты прав и свобод человека. Специальные процедуры Совета по правам человека - независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам, связанным с правами человека в отдельных странах. При поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека специальные процедуры осуществляют визиты в государства-участники; реагируют на индивидуальные случаи нарушений прав человека, а также проблемы более широкого и структурного характера путем направления органам публичной власти или другим лицам меры сообщений; проводят тематические исследования и экспертные консультации, способствуют разработке международных стандартов в области прав человека, участвуют в информационно просветительской деятельности, повышают осведомленность общественности и консультируют по вопросам технического сотрудничества. Процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека - механизм рассмотрения жалоб отдельных физических и юридических лиц на нарушение их прав со стороны органов публичной власти; жалоб национальных органов публичной власти на нарушение прав человека и гражданина другими государствами. В то же время процедура расследования предполагает инициативу в выяснении компетентными органами по правам человека ООН всех обстоятельств нарушения прав человека в случае получения достоверной информации о серьезных, грубых или систематических нарушений международно-правовых актов органами публичной власти.
Большое внимание Совета по правам человека уделяется процессу обзора, рационализации и совершенствования мандатов системы специальных процедур - одному из главных элементов ООН по защите и поощрению прав человека в мире. Другой уникальной особенностью этой системы является непосредственный доступ держателей мандатов информации путем налаживания контактов с органами публичной власти и другими заинтересованными сторонами, в том числе при их визите в страны.
Благодаря этому механизму удалось решить ряд проблем относительно нарушений прав человека, с которыми сталкивались отдельные лица или группы лиц, и принять соответствующие меры по улучшению ситуации. Именно поэтому Россия предоставляет приоритетное значение сотрудничеству с этой международной структурой в сфере защиты прав человека, рассматривая эту деятельность как важный вклад в укрепление международной стабильности и безопасности и распространение демократических стандартов в мире. Договорные органы по правам человека ООН - это комитеты независимых экспертов, которые осуществляют надзор за исполнением национальными органами публичной власти международных правовых актов (договоров) ООН в области прав человека путем рассмотрения докладов о мерах относительно реализации положений международных договоров, периодически представляемых государствами-участниками. На основании этого принимают так называемые заключительные замечания, в которых отмечаются как положительные аспекты исполнения договора, так и те направления, в которых даются рекомендации по осуществлению дополнительных мер.
Кроме рассмотрения докладов государств-участников, договорные органы по правам человека выполняют и другие функции, направленные на обеспечение выполнения международно-правовых актов, в зависимости от направлений реализации их полномочий. Комитет по правам инвалидов, как договорный орган ООН, уполномоченный осуществлять надзор за исполнением органами публичной власти государств-участников положений Конвенции о правах инвалидов, в 2006 г.
В статьях 34-40 этого международно-правового акта определяются основы функционирования этого института. На сегодня Комитет по правам инвалидов состоит из 18 экспертов, которые осуществляют свою деятельность на независимой основе, подотчетны и подконтрольны Генеральному секретарю ООН. Последний выступает от собственного лица и обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью и опытом в области реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Члены Комитета по правам инвалидов избираются государствами-участниками на четырехлетний срок, при этом уделяется внимание справедливому географическому распределению, представительству различных форм цивилизации и основных правовых систем, сбалансированном представлению статей и участия экспертов-инвалидов. Они избираются тайным голосованием из списка кандидатов, выдвинутых государствами-участниками из числа своих граждан, на заседаниях Конференции государств-участников (ст. 34 Конвенции о правах инвалидов, 2006 г.).
Механизм реализации надзорных полномочий рассматриваемого договорного органа предусматривает получение через Генерального секретаря ООН от национальных органов публичной власти фундаментальных докладов о мерах, принятых для выполнения ими своих обязательств по Конвенции о правах инвалидов, 2006 г.
В свою очередь, Комитет по правам инвалидов может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся выполнения определенных обязательств (ст. 35 Конвенции о правах инвалидов, 2006 г.). В случае непредставления национальными органами публичной власти докладов в срок и в течение трех месяцев после уведомления соответствующего государства-участника со стороны Комитета по правам инвалидов, последний рассматривает вопрос о выполнении Конвенции о правах инвалидов, 2006г. в этой стране на основании достоверной информации, которую получает из собственных источников. В случаях- если Комитет по правам инвалидов считает это уместным, он направляет доклады государств-участников в специализированные учреждения, фондов и программ ООН, а также в другие компетентные органы с целью акцентирования их внимания на выраженной просьбе о предоставлении технической консультации или помощи или указания вместе с замечаниями и рекомендациями по поводу этих просьб или указаний (ст. 36-37 Конвенции о правах инвалидов, 2006 г.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)