Международные стандарты деятельности властей
Анализ положений этих международных документов позволяет выделить следующие международные стандарты деятельности органов публичной власти по образованию инвалидов- реализация эффективной государственной политики и стратегий по созданию надлежащих условий для получения образования инвалидами в учебных заведениях; создание равных возможностей доступа инвалидов к инклюзивному, качественному и бесплатной начальной и среднего образования в местах своего проживания; воплощение в жизнь правовых, экономических и других механизмов в области планирования, мониторинга и оценки образования, предоставляемого для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями;
- организация при помощи всех необходимых средств (административных, регулятивных, финансовых и др.) доступности высшего образования для инвалидов на основании личных способностей и образовательной подготовки;
- Контроль над недопущением дискриминации в отношении инвалидов, в том числе путем обеспечения обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях;
- недопущения нарушения прав последних в процессе обучения;
- обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для инвалидов;
- внедрение гибких учебных программ для инвалидов с возможностью внесения в них дополнений и изменений, а также предоставление высококачественных учебных материалов;
- разумное приспособление учебного процесса к потребностям инвалидов, а также осуществление эффективных мер по организации индивидуальной поддержки такой категории лиц.
Исследования международных стандартов деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов позволяют сделать следующие выводы, которые предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней:
1. Определение понятия «международные стандарты деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» как закрепленные в международно-правовых актах и документах правила рекомендательного или обязательного характера и требования по направлениям, содержание деятельности и контролирующих функций органов государственной власти, органов местного самоуправления и других институтов, которые выполняют роль публичной власти, в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
2. В последнее время в мире вводились общеобязательные и рекомендательные международные стандарты деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, приоритетными из которых на сегодня являются- обеспечение признания в обществе равенства прав и свобод инвалидов с другими согражданами на государственном и региональном уровнях; запрет дискриминации по признакам инвалидности и внедрение ответственность за такие действия; создание надлежащих социальных, политических, правовых и экономических основ жизнедеятельности инвалидов; привлечение всех звеньев органов публичной власти к реализации и защите прав и свобод инвалидов; активизация со стороны государственной власти, местного самоуправления, негосударственных учреждений и организаций содействия реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
3. Систематизированы основные положения базовых международных стандартов деятельности органов публичной власти по: профилактики инвалидности, реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов; социального обеспечения инвалидов; трудоустройства, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов, образования инвалидов.
Приведенный перечень не является исчерпывающим в связи с разветвленностью международных правовых актов, регламентирующих деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод детей-инвалидов, инвалидов с психическими нарушениями, инвалидов- военнослужащих, а также других прав и свобод инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)