Система международных документов по профилактике инвалидности
Отдельное место в системе международных документов по профилактике инвалидности, реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов занимают те, что касаются лиц с умственной отсталостью, психическими заболеваниями и тому подобное. Прежде всего, в Декларации о правах умственно отсталых лиц (ООН), 1971 ООН призывает государства-члены обеспечить защиту этой категории лиц со стороны национальных публичных администраций путем предоставления надлежащего медицинского обслуживания, лечения, а также, в случае необходимости, размещения в соответствующих специализированных учреждениях. В свою очередь, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/119 «Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи», 1991, Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1235 государствами -членами по психиатрии и правам человека, 1994 и рекомендации REC (2004) 10 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическими расстройствами, 2004 г. предлагается национальным публичным администрациям усилить защиту достоинства, прав человека и основных свобод лиц с психическими расстройствами. С этой целью компетентные органы публичной власти должны осуществлять такие медицинские и реабилитационные мероприятия: - Предоставлять спектр услуг надлежащего качества для удовлетворения потребностей лиц с психическими расстройствами; максимально создавать альтернативу госпитализации и лечению в принудительном порядке; обеспечивать необходимой больничной помощью надлежащего уровня безопасности и услугами для удовлетворения потребностей лиц с психическими расстройствами;
- обеспечивать оценку потребностей лиц с психическими расстройствами общесоматической медицинской помощью и гарантировать получение им равного доступа к услугам надлежащего качества для удовлетворения таких потребностей.
Среди других важных международных документов в сфере профилактики инвалидности, реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов следует назвать
- Алма-Атинская декларация ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи, 1978,
- Лиссабонская декларацию о правах пациента (Всемирная Медицинская Ассамблея), 1981,
- Бангокская хартия по укреплению здоровья я, 2005 г.,
- рекомендацию REC (2006) 5 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно Плана действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, 2006-2015 гг., 2006
- Конвенцию МОТ от 25. 06. 1969 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» и др.
Анализ этих международных документов позволяет выделить следующие международные стандарты деятельности органов публичной власти по профилактике инвалидности, реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов: проведение систематических и постоянных общегосударственных профилактических иммунологических, медико-санитарных, санитарно-гигиенических и других соответствующих мер с целью недопущения распространения среди населения тяжелых заболеваний, которые могут вызвать инвалидность; эффективное раннее выявление в учреждениях здравоохранения болезней и травм, которые могут приводить к недееспособности лица, в том числе медицинское обслуживание на местном уровне; проведение системы первичных мер реабилитации с целью недопущения перехода любой нарушенной функции организма в тяжелые физические, психологические или сенсорные нарушения; создание возможностей доступа инвалидов к высококачественным медицинским услугам путем применения единых государственных стандартов и процедур приема и лечения; предоставление медицинских услуг и больничной помощи надлежащего уровня для удовлетворения потребностей лиц с сенсорными нарушениями, умственной отсталостью или психическими расстройствами, учитывая специфические потребности таких лиц; обеспечение предоставления инвалидам вспомогательных устройств и оборудования, индивидуальной помощи, социальных и правовых услуг с учетом потребностей инвалидов- разработка национальных программ реабилитации для всех групп инвалидов, должны основываться на фактических потребностях инвалидов и принципах всесторонней участия в жизни общества и равенства; учета во всех национальных программах реабилитации инвалидов предложений и рекомендаций организаций инвалидов- предоставление возможности инвалидам и их семьям непосредственного участия в разработке и осуществлении мероприятий, связанных с их реабилитацией; реализация планов мероприятий по обеспечению инвалидов, которые живут или временно находятся в лечебных или специализированных учреждениях, особенно в психиатрических, соблюдения и уважения всех прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая вопрос о международных стандартах деятельности органов публичной власти в сфере социального обеспечения инвалидов, необходимо акцентировать, что в подавляющем числе основных международных документов содержится тезис о необходимости со стороны государств-членов ООН осуществлять социальную защиту инвалидов на высоком уровне с целью социальной интеграции последних, их материальной независимости и тому подобное.
В то же время эти положения остаются декларативными, лишенными конкретных практических мер со стороны национальных органов публичной власти, и невозможной их реализацию в полной мере. Исключение составляют отдельные международно-правовые акты,, прежде всего, Конвенция МОТ 28. 06. 1952 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», в разделе IX «Пособия по инвалидности» которой определен круг лиц, виды и размеры обязательной государственной помощи по инвалидности.
Таким образом, право на определенные периодические выплаты имеют лица, которые не способны выполнять любую оплачиваемую деятельность, если такое положение является постоянным либо не устраняется до момента прекращения выплаты пособия по болезни (Момент наступления инвалидности).
Размер пособия зависит от трудового стажа, в течение которого уплачивались взносы в соответствующие страховые и другие социальные и пенсионные фонды или периоды постоянного проживания в стране:
а) трудовой стаж от 5 до 14 лет - получение лицом 90% от размера полного пособия по инвалидности;
б) трудовой стаж 15 и более лет или 10-летний стаж проживания в стране - получение лицом полного пособия по инвалидности.
Итак, по первой категории право на пенсию по инвалидности претендуют как граждане страны, так и иностранцы и лица без гражданства, которые получили, в частности, трудовое увечье. В то же время по второй категории - только граждане той страны, органы публичной власти которой осуществляют социальное обеспечение. Такие выплаты в обязательном порядке прекращаются в случае приобретения лицом права на получение пенсии по старости, а также могут быть прекращены, когда получатель начинает заниматься деятельностью, приносящей доход.
В Конвенции МОТ от 29. 06. 1967 128 «О пособиях по инвалидности, по старости в связи с потерей кормильца» содержатся нормы, которые, кроме схожих с положениями Конвенции МОТ от 28. 06. 1952 102» О минимальных нормах социального обеспечения», определяют дополнительные требования относительно процедуры назначения и выплат пособий по инвалидности- если инвалид, подлежащий обеспечению, имеет или мог бы иметь право одновременно на более чем одну государственную помощь, то размер этих пособий органы социального обеспечения могут сокращать в пределах, предусмотренных действующим законодательством; лицо, подлежащее обеспечению получает в целом сумму, по крайней мере равной самой выгодной помощи;
- если инвалид, подлежащий обеспечению- имеет или мог бы иметь право на государственную помощь, и получает другую денежную помощь по социальному обеспечению, то такие выплаты органы социального обеспечения могут уменьшить в пределах, предусмотренных действующим законодательством или временно приостановлены при условии, что часть помощи, которая уменьшается или выплата которой приостанавливается, не превышает другой помощи;
- Каждый претендент на получение пособия по инвалидности имеет право на судебное обжалование в высших государственных инстанциях в случае отказа в предоставлении помощи и право на подачу жалобы относительно его вида или размера. Еще одним международно-правовым актом о деятельности органов публичной власти в сфере социального обеспечения инвалидов является Конвенция МОТ 21. 06. 1982 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Этот документ определяет взаимные обязательства государств, его подписавших, гарантировать выплату пособия по инвалидности гражданам любого государства-члена ООН, беженцам или лицам без гражданства, независимо от места их проживания. Кроме того, органы публичной власти должны способствовать развитию социальных служб, призванных оказывать, в том числе инвалидам, помощь в их отношениях с ведомствами, учреждениями и юридическими инстанциями, в том числе по предоставлению и получению надлежащей социальной помощи и осуществление права на обжалования противоправных действий.
Нормы международного права в исследуемой сфере нашли свое развитие также и на региональном уровне. Таким образом, в ст. 12 «Право на социальное обеспечение» Европейской социальной хартии (пересмотренной) (Совет Европы), 1996г. Отмечается, что государства-члены обязуются поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне- по крайней мере, на таком, который соответствует требованиям Европейского кодекса социального обеспечения,
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)