Государственные нормы, стандарты и правила доступной среды
«Ведение исполнительной документации с нарушением строительных норм, государственных стандартов и правил, в том числе доступности для лиц с признаками инвалидности и лиц пожилого возраста»
Кроме приспособления жилого фонда к потребностей лиц с инвалидностью, приоритетное значение приобретают меры по благоустройству населенных пунктов, представляющие собой совокупность работ и мероприятий в местах постоянного проживания людей, направленных на обустройство этих мест, поддержание в надлежащем состоянии и постоянного их улучшения с целью обеспечения благоприятных условий для проживания и удовлетворения потребностей жителей. На сегодня актуальным является приспособление территорий предприятий, учреждений, организаций, придомовых территорий многоквартирных и малоэтажных жилых домов, дорог и сооружений на них, остановок транспортных средств, обустройство территорий техническими средствами регулирования дорожного движения с потребностями людей с инвалидностью. Однако сейчас в большинстве случаев наблюдается невыполнение определенных в законодательстве и государственных программах требований по обустройству населенных пунктов к потребностям лиц с инвалидностью. Так, по данным социологического опроса, 25% респондентов-инвалидов, свидетельствуют о невозможности самостоятельно передвигаться по городу.
К созданию физических барьеров приводит отсутствие пандусов и необеспечение другими вспомогательными средствами социальной и транспортной инфраструктуры, среди которых 40% респондентов-инвалидов выделяет жилые здания, 20% - административные здания; 15% - транспортную инфраструктуру, 10% - тротуары, 15% - улицу. Ответственность за нарушение законодательства в сфере благоустройства населенных пунктов предусмотрена в статье закона «О благоустройстве населенных пунктов». Анализ этих законодательных актов свидетельствует о неопределенности оснований административной ответственности за неисполнение или уклонение от выполнения требований по обеспечению доступа инвалидов и пожилых людей к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий и дорог, осуществляемых балансодержателем этих объектов. На этом основании некоторые ученые отмечают необходимость разработки государственного стандарта «Благоустройство территорий» и внесении изменений в закон относительно пересмотра существующих административно-деликатных норм по соблюдению законодательства в сфере благоустройства. В связи с этим статью «Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов» возможно дополнить частью 2 и изложить его в следующей редакции: «Невыполнение или уклонение от выполнения требований по обеспечению доступа инвалидов и пожилых людей к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий и дорог - влекут за собой наложение штрафа на должностных и физических лиц - балансодержателей этих объектов». Не менее важное значение для создания условий беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре и предсказания ответственности за их нарушение в административном законодательстве имеет предоставление транспортных услуг и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов.
Современное законодательство регламентирует: владельцы и производители транспортных средств должны обеспечивать предоставление услуг и производство с учетом потребностей инвалидов;
на транспорте общего пользования должны быть размещены знаки, применяемые в международной практике для обозначения их доступности для инвалидов; предприятия, организации и физические лица - предприниматели, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обязаны обеспечить специальное оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, которое бы позволило инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами;
транспорт общего пользования (ЖД, морской, речной, автомобильный, авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен) с целью учета ограниченных возможностей инвалидов обеспечивается внешними звуковыми информаторами номерами конечных остановок маршрута, текстовыми и звуковыми системами в салоне для обязательного объявления остановок;
транспортные средства общего пользования, изготавливаемых или ввозятся на таможенную территорию, должны быть приспособлены для пользования инвалидами с недостатками зрения, слуха и с поражениями опорно-двигательного аппарата, а также предусматривать возможность установки внешних звуковых информаторов номера и конечных остановок маршрута, текстовых и звуковых систем в салоне для объявления остановок; в тех случаях, когда действующие транспортные средства не могут быть приспособлены для использования инвалидами, органы местного самоуправления создают другие возможности для их передвижения.
В связи с тем, что указанные законные требования не подкреплены мерами административного принуждения, использование которых обеспечило бы непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм, сегодня они носят декларативный характер. Фактически отсутствует приспособления к потребностям лиц с инвалидностью транспорта общего пользования и вокзалов, остановок общественного транспорта для посадки / высадки из него, отсутствие элементов ориентации и информации. Закрепленные обязательства органов местного самоуправления по созданию других возможностей для их передвижения должны нести аргументированный характер, без четкого определения перечня таких возможностей, которые, по нашему мнению, могут предусматривать выделение собственных транспортных средств, создание специализированных транспортных служб для перевозки инвалидов на льготных условиях и тому подобное.
Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в КоАП относительно ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций по производству и переоборудованию транспортных средств общего пользования за нарушение правил, норм и стандартов, связанных с обеспечением доступности транспортных средств инвалидам;
должностных лиц предприятий, учреждений, организации и физических лиц - предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание населения необорудованными транспортных средств общего пользования, транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса для нужд инвалидов с поражениями органов слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)