Правовое регулирование административной ответственности властей
Принцип практической деятельности государства, всех органов и должностных лиц по конституции направлен на обеспечение прав и свобод человека, их утверждение и обеспечение - это является главной обязанностью государства, за ненадлежащее исполнение которого государство в лице органов государственной власти отвечает перед человеком за свою деятельность. Этот принцип, закрепленный в конституционных нормах, детализируется в соответствующих положениях законодательных актах, согласно которым субъекты публичной власти и их должностные лица привлекаются к ответственности за нарушение прав и свобод инвалидов. На сегодня деятельность государства в отношении инвалидов должна быть направлена на создание правовых, экономических, политических, социальных, психологических и других условий для обеспечения их прав и возможностей наравне с другими гражданами для участия в общественной жизни. Определенные обязательства органов публичной власти закреплены в Конвенции о правах инвалидов и отражены в законе «Об основах социальной защищенности инвалидов». Необходимо заметить, что защита правоотношений, возникающих во время соблюдения обязательств государства перед лицами с инвалидностью, осуществляется преимущественно с помощью административно-принудительных мер, а именно их отдельной группы - административной ответственности.
В отдельных научных исследованиях уже поднимались вопросы о детализации понятия «административная ответственность» и «административный проступок», а также выделялся понятийный аппарат по рассмотрению отдельной составляющей этого института административного права в сфере социального обеспечения, здравоохранения, трудоустройства. Поэтому в этом разделе акцентируем на правовом регулировании административной ответственности в исследуемой сфере и ее совершенствовании. Заметим, что особую актуальность сегодня приобрел вопрос ответственности субъектов административных правоотношений, виновных в дискриминационных действиях в отношении лиц с инвалидностью, которые нарушают возможность равного эффективного осуществления инвалидами всех прав человека. В то же время современная система мер юридической ответственности не способна на должном уровне повлиять на реализацию прав и свобод инвалидов, создать соответствующий правозащитный механизм их охраны и восстановления в случае нарушения. Вопрос анти дискриминации лиц с инвалидностью является новым, а ответственность за дискриминацию их прав и свобод фактически не предусмотрена в законодательстве. В связи с этим, в плане действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов, одним из приоритетных задач является усиление (Введение) ответственности за нарушение прав инвалидов и удовольствие не в полной мере их потребностей, бездействие в ликвидации препятствий и барьеров, препятствующих таким лицам реализовать свои права.
Такая позиция подтверждается данными социологического опроса. Так, на вопрос: "Следует ли, по Вашему мнению, усилить ответственность за несоблюдение прав и свобод инвалидов?, 80% респондентов-инвалидов ответили «да»». Кроме того, расширение круга гарантированных государством прав и свобод инвалидов, касающихся всех сфер жизнедеятельности общества (здравоохранения, образования, занятости, досуга, отдыха, спорта и т. д.), выявило тенденцию к появлению новых видов правонарушений, за которые целесообразно установить административную ответственность. Доминирующий законодательный акт - в соответствующем формате мало соответствует условиям новой административной идеологии и постепенно теряет свое значение как инструмент обеспечения законности и требует кардинального обновления. Таким образом, возникает насущная необходимость исследовать субъектный состав административных правоотношений, субъекты которых ответственны за нарушение прав и свобод инвалидов, и определиться с содержанием правонарушений в исследуемом направлении.
Субъектов административных правоотношений, ответственных за нарушение прав и свобод инвалидов, целесообразно классифицировать по следующим критериям:
- По направлению деятельности:
- субъекты, обеспечивающие реализацию и защиту права на труд лиц с инвалидностью;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на образование;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на социальную и правовую защиту;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на уважение достоинства, не дискриминации;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на доступность социальной и транспортной инфраструктуры;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на достаточный жизненный уровень;
- субъекты, которые обеспечивают реализацию и защиту права на предпринимательскую деятельность;
- По кругу лиц, являющихся субъектами административной ответственности:
а) физические лица (Граждане, иностранцы)
б) юридические лица;
в) субъекты властных полномочий, их должностные лица.
К этим субъектам следует отнести:
- субъектов, уполномоченных назначать и предоставлять конкретный вид социального обеспечения (должностные лица Пенсионного фонда, должностные лица Министерства социальной политики, должностные лица Государственной службы занятости, должностные лица Министерства здравоохранения);
- субъектов, которые используют наемный труд (должностные лица предприятий, учреждений и организаций);
- субъектов, осуществляющих предоставление транспортных услуг автомобилестроения (должностные лица Министерства инфраструктуры, должностные лица предприятий, учреждений и организаций);
- субъектов, осуществляющих предоставление образовательных услуг (должностные лица Министерства образования и науки, должностные лица учебных заведений);
- субъектов, осуществляющих предоставление медицинских услуг и проведения медико социальной экспертизы (Должностные лица лечебных учреждений, должностные лица МСЭК)
- субъектов градостроительства (должностные лица Министерства регионального развития, строительства коммунального хозяйства, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, уполномоченных проводить застройку территорий) и др.
Выделение такого перечня должностных лиц осуществлено с учетом данных, полученных в ходе социологического опроса, в ходе которого категории респондентов определила перечень публичных органов, наиболее часто нарушают права инвалидов. Ответственность таких лиц является следствием небрежного выполнения или невыполнения служебных полномочий. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. Исследование содержания понятия должностного лица в административном праве осуществлялось почти всегда через толкование «государственная служба», в результате чего термин «должностное лицо» отождествлялся с понятием «государственные служащие» государственных органов власти и их аппарата. Научные исследования в этом направлении основываются на анализе закона «О государственной службе» и положений УК, разъяснений Верховного Суда «О судебной практике по делам о взяточничестве», в которых к должностным лицам относятся также руководителей и заместителей руководителей, других государственных служащих, на которых возложено осуществление организационно-распорядительных функций; должностных лиц, осуществляющих консультативно-совещательные функции; должностных лиц, выполняющих административно-хозяйственные обязанности.
Не вдаваясь в терминологического толкования понятия «должностное лицо», «должность», «должностное лицо», а также выделение признаков должностных лиц, которые являются предметом исследования ряда научных работ- мы акцентируем внимание на практической составляющей ответственности должностных и юридических лиц за нарушение прав и свобод инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)