Стратегия развития профессионального обучения и трудовой деятельности инвалидов
Однако, в целом такие показатели недостаточны и требуют повышенных мер административного и финансово-правового характера со стороны органов публичной власти на общегосударственном уровне, поскольку речь идет о привлечении большего числа инвалидов к труду, что гарантировало бы их более быструю адаптацию в обществе, эффективное закрепление результатов мероприятий медицинской и психологической реабилитации и тому подобное. С этой целью необходимо разработать и принять Стратегию развития о профессиональном обучении и трудовой деятельности инвалидов, в которой закрепить положение относительно расширения сети предприятий общественных организаций инвалидов и социально
экономических предприятий; увеличение дотируемых государством направлений производственного сектора, в которых целесообразно применение труда инвалидов; профессиональной подготовки
(Переподготовки) квалифицированных рабочих из числа инвалидов в профессионально-технических училищах и тому подобное. При этом, на наш взгляд, целесообразным для государства является приостановление или отказ от финансирования ряда неперспективных и убыточных государственных программ (проектов) несоциального назначения с целью высвобождения средств, которые в дальнейшем могут быть направлены, в том числе и на сферу профессионального образования и трудоустройства инвалидов.
«Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, с целью контроля за выполнением норматива рабочих мест, проводит проверки предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций, общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов, его отделениях, представления ими отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в том числе путем зачисления, расчета и уплаты административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение этого норматива».
Предложенные изменения призваны уполномочить на законодательном уровне Государственной инспекции по вопросам труда осуществлять контроль над расчетом и уплатой административно-хозяйственных санкций и пени работодателями-правонарушителями. Кроме того, необходимо повысить штрафные санкции в отношении должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, использующих наемный труд, в случае невыполнения ими распоряжения компетентных органов публичной власти об обязательном трудоустройстве инвалидов. Следует внести изменение «Невыполнение распоряжения государственного или иного органа о трудоустройстве" такого содержания:
« Влечет наложение штраф от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан»
«.. Влечет наложение штраф от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан».
Даже при условии выполнения требований законодательства об обязательном трудоустройстве инвалидов работодатели часто не соблюдают индивидуальные программы реабилитации такой категории лиц.
С целью решения этой проблемы следует, прежде всего, внести изменения
- в закон «О реабилитации инвалидов » следующего содержания: «специальное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, которая требует дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальной программы реабилитации, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т. п.»;
- в закон «Об основах социальной защищенности инвалидов » следующего содержания: «Предприятия, учреждения, организации создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе с условиями выполнения работы дома, осуществляя для этого приспособление и / или установление основного или дополнительного оборудования»;
- в закон «Об основах социальной защищенности инвалидов » следующего содержания: «Отбор или создание специального рабочего места осуществляется преимущественно предприятием, учреждением, организацией, где наступила инвалидность, с учетом имеющихся у инвалида профессиональных навыков и знаний, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида».
Также на этапе отбора подходящей работы Государственная служба занятости должна учитывать положения индивидуальной программы реабилитации инвалида, согласно закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » следующего содержания: «Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы для инвалида с учетом его пожеланий, имеющихся у инвалида профессиональных навыков и знаний, а также индивидуальной программы реабилитации».
Исследование деятельности органов публичной власти по применению административно-правовых мер в процессе реабилитации инвалидов, дает основания выделить следующие выводы, которые предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней. Итак, подводя итог, следует отметить:
1. Отмечается, что деятельность органов публичной власти предусматривает комплекс административно-правовых мер, осуществляемых на основе концептуальной государственной политики, а также целевых региональных и местных программ. Это проявляется в создании соответствующих условий для удовлетворения потребностей инвалидов в улучшении их здоровья, материальном обеспечении, трудовой деятельности и тому подобное. В связи с этим проанализированы полномочия органов публичной власти в сфере реабилитации инвалидов и определены их систему.
2. Классифицированы полномочия органов публичной власти в сфере реабилитации инвалидов, закрепленных в законах «О реабилитации инвалидов », «О бесплатной правовой помощи», «О государственной службе», «Об обращениях граждан» и т. д.
Принимают меры по расширение сети реабилитационных учреждений- организуют выполнение государственных программ в сфере реабилитации инвалидов; организуют контроль над деятельностью субъектов хозяйствования, которые осуществляют реабилитационные мероприятия; создают условия для обеспечения инвалидов техническими и другими средствами реабилитации и реабилитационными услугами; утверждают положения реабилитационных учреждений; способствуют работе общественных организаций; участвуют в создании и поддержке межведомственного информационного пространства по проблемам инвалидности; организуют информирование инвалидов об изменениях в законодательстве.
3. Определена система реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, которые осуществляются органами публичной власти. Основой реализации реабилитационных мероприятий является система устоявшихся принципов реабилитационной деятельности, предлагается объединить в определенные группы, исходя из их содержания: принципы, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека и гражданина; принципы, направленные на обеспечение социально- психологической интегрированности индивида; принципы по обеспечению прозрачности реабилитационного процесса; принципы медицинского характера; принципы, обеспечивающие финансовую составляющую реабилитации.
4. С целью унификации и усовершенствования процедуры получения реабилитационных услуг инвалидами:
а) внести изменения в Законы «О реабилитации инвалидов », «Об основах социальной защищенности инвалидов » порядок предоставления инвалидам и детям- инвалидам реабилитационных услуг;
б) разработать и принять Стратегию развития о профессиональном обучении и трудовой деятельности инвалидов
в) повысить штрафные санкции в отношении должностных лиц, которые используют наемный труд, путем внесения изменений в закон «Невыполнение распоряжения государственного или иного органа о трудоустройстве».
5. На сегодня следует усовершенствовать правовые механизмы контроля органов публичной власти относительно реализации государственной политики в сфере трудоустройства инвалидов, в частности относительно прозрачной процедуры создания и аттестации рабочих мест, выполнение работодателями норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и тому подобное. Считаем необходимым согласование деятельности региональных отделений Фонда социальной защиты инвалидов, управления труда и социальной защиты населения государственных администраций и отдела по работе с инвалидами городских (районных) советов путем принятия совместных приказов по этому вопросу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)