Принципы реабилитационной деятельности
Принципы реабилитационной деятельности можно разделить на определенные группы, исходя из содержательного наполнения:
- принципы, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека и гражданина;
- принципы, направленные на обеспечение социально- психологической интегрированности индивида;
- принципы относительно обеспечения прозрачности реабилитационного процесса;
- принципы медицинского характера, в том числе по конфиденциальности информации о больном и др.;
- принципы, обеспечивающие финансовую составляющую реабилитации.
В целом следует выделить три уровня реабилитации инвалидов:
индивидуальный уровень - относительно конкретного инвалида с учетом его потребностей в реабилитации;
процессуально технологический уровень - реабилитация контингента инвалидов в учреждениях различных ведомств;
государственно-региональный уровень - взаимосвязь системы реабилитации с обществом в целом, другими системами социальной сферы, общее руководство системой реабилитации инвалидов, распределение ресурсов, выбор стратегии развития реабилитации и т. д.
Вместе с тем, необходимо согласиться с тем, что часто реальный реабилитационный процесс имеет определенную узкую направленность. Связано это с тем, что, во-первых, специализация центра реабилитации зависит от истории его создания и развития, многих других факторов (ведомственной подчиненности, социального заказа в регионе, источников финансирования и т. д.). Во-вторых, объем и направленность соответствующих реабилитационных мероприятий напрямую зависит от потребности личности и компетентно рекомендованного вида реабилитации. Согласно Порядку предоставления инвалидам и детям-инвалидам реабилитационных услуг, реабилитационные услуги предоставляются инвалиду или ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка, места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей инвалида и ребенка-инвалида. Для предоставления услуг в реабилитационном учреждении инвалиду (законному представителю инвалида) необходимо обратиться с соответствующим заявлением и документами в Управление труда и социальной защиты населения, по зарегистрированному месту жительства инвалида. После этого компетентный государственный орган рассматривает заявление о предоставлении услуг, сообщает заявителю о принятом решении и направляет заявление вместе с документами в реабилитационное учреждение по месту жительства инвалида.
Непосредственно в реабилитационном учреждении просматривают- профессиональное оценки индивидуальных потребностей инвалида и семьи, его воспитывает, составление индивидуального плана предоставления услуг и координации его выполнения; организацию и координацию работы команды специалистов; организацию специального обучения в соответствии с индивидуальным планом с учетом потенциала и особенностей развития получателя; реабилитационные мероприятия; организацию досуга, спортивно-оздоровительной, технической и художественной деятельности, трудотерапии; содействие в обеспечении получателя реабилитационными и вспомогательными средствами; планирование будущего устройства получателя в обществе после окончания срока реабилитации и т. д. После окончания курса реабилитации реабилитационное учреждение выдает заявителю документ, в котором указываются название и реквизиты такого учреждения, фамилия, имя и отчество инвалида или ребенка-инвалида, перечень и объем предоставленных ему услуг, результаты реабилитации и последующие рекомендации. Несмотря на относительно должное нормативное урегулирование функционирования системы реабилитационных учреждений и процесса реабилитации, остается ряд нерешенных проблем, которые затрудняют надлежащую реализацию защиты прав и свобод лиц с ограниченными функциональными возможностями со стороны органов публичной власти.
Итак, на сегодня актуальным является внесение изменений и дополнений в отдельные нормативно-правовые акты в исследуемой сфере. Так, с целью унификации, совершенствования условий получения инвалидами и детьми-инвалидами реабилитационных услуг, упрощения предоставления реабилитационных услуг следует внести изменения в Порядок предоставления инвалидам и детям-инвалидам реабилитационных услуг. Важное место в системе реабилитации инвалидов играет их трудоустройство и дальнейшая профессиональная деятельность (профессиональная и трудовая реабилитация). Специфичность этих мероприятий в первую очередь связана с тем, что в подавляющем большинстве реабилитационное влияние на индивида происходит за пределами реабилитационного учреждения, в непосредственной социальной среде, характерной для здоровых людей. Исключение составляют только социально-экономические предприятия (далее - СЭП) для инвалидов и трудовые мастерские для лиц с психическими заболеваниями и умственной отсталостью в условиях центров профессиональной реабилитации инвалидов.
Итак, «Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями предусматривает не только систему социальной поддержки со стороны государства, а, прежде всего, создание условий легальной занятости с достойной оплатой, возможности получения услуг в подборе работы, пособия по безработице».
Профессиональная, трудовая и социальная реабилитация взаимосвязаны, положительно влияют на социально-правовое положение инвалидов в обществе, возможность частичного финансового само обеспечения; повышение своей социально экономической роли; профессиональной самореализации; повседневную повышение психологической адаптации к общественным правоотношениям; развитие полученных профессиональных знаний, навыков и др.
На сегодня базовым правовым актом в исследуемой сфере, положения которого обязательны для выполнения национальными органами публичной власти, стала Конвенция о правах инвалидов, цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения к их достоинства. Определяя исключительную значимость этого документа, некоторые руководители структурных подразделений ООН акцентируют: «Конвенция о правах инвалидов стала ответом международного сообщества на дискриминацию, исключения и бесчеловечности по отношению к людям с инвалидностью. Конвенция действительно является историческим и сногсшибательным международным документом во многих аспектах».
Перенимая демократические стандарты занятости инвалидов, на законодательном уровне закреплены гарантии их профессионального обучения, трудоустройства и т. д.
В этом случае учтены медико социальные рекомендации индивидуальных программ реабилитации и реальные возможности инвалида выполнять определенный объем профессионально-трудовых обязанностей. В частности, это проявилось в следующем:
- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов или по решению местного совета за счет собственных средств, в случае необходимости;
- недопущение отказа в заключении трудового договора, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности;
- подбор работы для инвалидов в соответствии с их профессиональными навыками, знаниями, рекомендаций медико социальной экспертной комиссии и с учетом пожеланий инвалида;
- содействие со стороны государственной службы занятости в трудоустройстве, с условием о выполнении работы на дому, инвалидам, которые не имеют возможности работать на предприятиях, в учреждениях, организациях;
- социальное сопровождение трудоустроенного лица;
- установление испытания при приеме на работу инвалидов, направленных в соответствии с рекомендациями медико социальной экспертизы;
- недопущения привлечения инвалидов к сверхурочной и в ночное время работы без их согласия и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям;
- возложение на собственника предприятия обязанности организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, установление по их просьбе неполного рабочего дня или неполной рабочей недели и создание льготных условий труда;
- Привлечение инвалидов к профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)