Соблюдение выполнения законов, указов и правительственных постановлений
В случае осуществления контроля эти органы проверяют соблюдение выполнения подконтрольными им субъектами законов, указов и правительственных постановлений относительно реализации прав и свобод инвалидов, а также работу по рассмотрению обращений инвалидов и тому подобное. В то же время в национальных докладах, мониторингах общественных организаций вполне справедливо акцентируется на недостаточности нормативно-правового закрепления контрольных полномочий этих инспекционных органов и необходимости их усиления. В связи с этим необходимо определить ряд дополнительных контрольно-надзорных полномочий, направленных на защиту прав и свобод инвалидов путем внесения изменений в соответствующие нормативно-правовых актов отдельным подпунктом «осуществляет контроль за обеспечением перевозчиками необходимого количества транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки пассажиров из числа инвалидов» ;
- дополнить пункт о Государственной архитектурно-строительной инспекции, отдельными подпунктами «осуществляет контроль над состоянием обеспечения доступности для инвалидов с поражениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и пожилых людей к объекту архитектуры; осуществляет контроль над выполнением предписаний об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил по обеспечению доступности для инвалидов с поражениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и пожилых людей; определяет процедуру переоборудования зданий, сооружений и объектов архитектуры, построенных с нарушением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с проектной документацией»;
- дополнить Положение о Государственной инспекции учебных заведений подпунктом следующего содержания: "осуществляет инспектирование учебных заведений по вопросам внедрения инклюзивного образования, организации учебно-воспитательной и научно-методической работы, приспособления материального и информационного обеспечения с учетом потребностей инвалидов с поражениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата»;
Первой составляющей демократизации управленческой (административной) деятельности является урегулирование отношений частных лиц с государством, формированием административно-процедурного законодательства и определения в нем механизма административного обжалования решений действий или бездеятельности органов публичной власти.
Внедрение второй составляющей происходит путем реализации задач административного судопроизводства, приоритетной задачей которого является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти.
Публичное администрирование в части реализации и защиты прав инвалидов осуществляется соответствующими составляющими административной деятельности органов публичной власти, исследования каждой из которых позволяет выделить следующие его виды: внутриорганизационную и внешне организационную.
В процессе осуществления внутриорганизационной административной деятельности органов государственной власти определяется структура субъектов, деятельность которых направлена на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов; порядок отбора кадров для работы с лицами с инвалидностью; принятия управленческих решений; осуществление планирования работы; внедрение положительного опыта работы; осуществление повышения квалификации по тематике, адаптированной к современным требованиям и стандартам соблюдения прав и свобод инвалидов и тому подобное. Внешняя административная деятельность, исследования которой осуществлено в диссертации, выходит за пределы внутриорганизационной и направляется на деятельность других субъектов в части реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Анализ основных элементов и видов административной деятельности свидетельствует об обеспечении только отдельных составляющих всего механизма реализации и защиты прав и свобод инвалидов, а также о нерешенности задачи по созданию целостной межведомственной структуры.
Последнее, прежде всего, обусловлено рядом недостатков в деятельности органов публичной власти:
а) дублирование отдельных полномочий относительно реализации и защиты прав инвалидов;
б) несогласованность действий по общим направлениям деятельности, негативно влияет на мобильность принятия управленческих решений;
в) наличие межведомственного барьера;
г) наличие информационного барьера;
д) использование ограниченного количества форм взаимодействия и др.
С целью устранения этих недостатков на межведомственном уровне принимаются многочисленные совместные нормативно-правовые акты и создаются координационные органы, среди которых можно выделить: Совет по делам инвалидов; Совет по вопросам образования инвалидов при Министерстве образования и науки и Министерстве социальной политики; Региональные и центральные психолого-медико-педагогические консультации при Министерстве образования и науки и др.
Подавляющее количество созданных координационных органов имеют консультативно совещательный характер и наделены полномочиями в пределах содействие реализации прав инвалидов (изучения и анализа проблем, разработке рекомендации, осуществлении мониторинга), без наделения соответствующими контрольными полномочиями, влияет на механизм реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
В рамках исследуемого вопроса следует акцентировать на специфике деятельности такого координационного органа, как медико социальная экспертная комиссия, которая в соответствии с Положением о медико социальной экспертизе, утвержденного постановлением, состоит из представителей Министерства здравоохранения, фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, а также военно-медицинской службы в случае рассмотрения медицинских дел военнослужащих, Пенсионного фонда, органов государственной службы занятости и в случае необходимости - работники научно-педагогической и социальной сферы.
Однако порядок их участия утверждается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством социальной политики. На сегодня в ведении Министерства здравоохранения находятся самостоятельные центры при областных управлениях здравоохранения - медико социальные экспертные комиссии. Заседание этих комиссий происходит в подавляющем большинстве без привлечения указанных представителей и ограничивается при принятии соответствующего решения только медицинской составляющей, без учета соответствующих рекомендаций других органов публичной власти в части комплексного социального обеспечения, реабилитации, трудоустройства, образовательных услуг и т. п., то есть осуществляется на основе устаревшей методики, построенной на медицинской концепции инвалидности.
Согласно действующему законодательству, комиссия подчиняется исключительно Министерству здравоохранения, что значительно усложняет процессы управления службой из-за существования многих межведомственных барьеров на пути к решению социальных, медицинских, экономических, бытовых и профессиональных проблем инвалидов, а также наличием других недостатков организационно-правового характера. Среди них можно выделить: отсутствие нормативно-правового акта, который бы регламентировал совместную деятельность органов публичной власти о проведении комплекса мероприятий, предусмотренных медико социальной экспертизой в части медицинских, психологических, педагогических, физических, профессиональных, трудовых мероприятий; организационную обособленность субъектов, уполномоченных на проведение медико социальной экспертизы; непрозрачность процедур; отсутствие надлежащего общественного контроля за его деятельностью; несовершенство нормативного обеспечения и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)