Обеспечение реализации прав инвалидов и создания надлежащей защиты этих прав и свобод
Приоритетным направлением деятельности органов публичной власти следует определить не только закрепление прав и свобод инвалидов, но и обеспечение их реализации и создания надлежащей защиты в случаях их нарушения. Следовательно, административная деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов - это урегулированная нормами административного права государственно-властная, контролирующая, сервисная деятельность публичной власти, которая базируется на идеологии и направлена на утверждение, реализацию и защиту прав и свобод инвалидов. Исследуя административную деятельность органов публичной власти следует более детально охарактеризовать ее содержание, к основным элементам которой ученые относят цель, задачи и функции. Учитывая это, выяснение целей и задач следует рассматривать как один из важнейших моментов, позволяет определить направления деятельности и конечный результат, с одной стороны, и как сложную структурированную систему органов публичной власти - с другой, поскольку многоплановость целей и задач - это один из факторов, способствующих определению их функционального назначения и структуры.
Наличие цели деятельности является системно-организующим фактором, который придает ей логическую направленность, целостности, обусловливает выбор сил и средств его выполнения, обеспечивает его эффективность и результативность, способствует получению нового качества деятельности, возможности оценки его результатов. Ратификация Конвенции о правах инвалидов и протокола к нему обязала государства-участников обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод инвалидов без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности. Целью деятельности органов публичной власти в рамках реализации закрепленных международных обязательств, как конечного результата, является приведение национального законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и определение в нем направления деятельности, направленного на реализацию и защиту полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Определение цели направлений деятельности органов публичной власти способствует определению задач, с помощью которых каждый из элементов цели будет структурирован и реализован на практике.
На сегодняшний день нет четкого выделения задач органов публичной власти в пределах отдельного законодательного акта. По официальным данным Министерства социальной политики, они сгруппированы в многочисленных нормативно-правовых актах, общее количество которых составляет более тысячи. Несогласованность задач и действий органов публичной власти влияет и на существование основных барьеров на пути к созданию для людей с инвалидностью необходимых и достаточных условий жизнедеятельности, реализации определенных в целях правозащитного направления их деятельности. Так, ментальные барьеры являются наиболее распространенным социальным явлением, заключающиеся в специфическом отношении органов публичной власти и рядовых граждан к лицам с инвалидностью, непонимании их проблем и, тем самым, обусловливают настоятельную необходимость их устранения. Физические барьеры, недостаточная архитектурная и транспортная доступность является главным препятствием в доступе людей с инвалидностью к образованию, труду, культуре, спорту, информации, туризму. Информационные барьеры, которые в основном касаются лиц с недостатками зрения (отсутствие дублирования звуковой информацией визуальных данных), слуха (Отсутствие дублирования визуальной информации звуковыми данными), умственной отсталостью и психическими расстройствами (отсутствие представления информации упрощенным языком), в комплексе создают барьеры в доступе к публичной информации, получении административных услуг и тому подобное. Сложностью формулировки задач органов публичной власти обусловлено определение четкого их перечня. В отраслевой научной литературе отсутствует единый подход к классификации этих субъектов. Сложность в осуществлении классификации обусловлена значительным разнообразием задач и функций, которые они выполняют. В общетеоретической и отраслевой научной литературе имеются различные подходы к классификации органов публичной власти:
- по способу принятия решений;
- по характеру компетенции;
- организационно-правовым уровнем;
Подходящими являются взгляды ученых на классификацию органов публичной власти по характеру компетенции. Согласно этому критерию, их можно разделить на две группы:
а) субъекты специальной компетенции, для которых реализация и защита прав и свобод инвалидов является приоритетным направлением деятельности;
б) субъекты общей компетенции, деятельность которых направлена на выполнение комплекса задач и функций, отдельной составляющей среди которых является реализация и защита прав и свобод инвалидов.
Определение принадлежности органов публичной власти в соответствующей группы может осуществляться с учетом их структуры, где полномочия отдельного департамента, службы будут направлены, прежде всего, на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов наряду с общей деятельностью соответствующего органа государственной власти. Деятельность относительно реализации прав и свобод инвалидов которого осуществляется через соответствующих его членов и функционирования созданной при нем Совета по делам инвалидов; Министерство социальной политики - через соответствующие структурные подразделения
- Департамент социальной защиты инвалидов;
- Департамент пенсионного обеспечения;
- Департамент социальной защиты пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
- Департамент государственной социальной помощи;
- Департамент оздоровления и санаторно-курортного лечения;
Министерство здравоохранения - структурные подразделения, а также медико социальные экспертные комиссии (далее - МСЭК) и врачебно-консультативные комиссии лечебно-профилактических учреждений (далее - ВКК) Фонд социальной защиты инвалидов; Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции; Пенсионный фонд; Государственная служба занятости. К субъектам общей компетенции можно отнести любой орган публичной власти, наделен определенной степени полномочиями относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов (Министерство образования и науки, Министерство инфраструктуры, Министерство культуры, Министерство молодежи и спорта, Министерство финансов, Государственный комитет телевидения и радиовещания, Государственная архитектурно-строительная инспекция ), а также другие органы публичной власти, которые являются активными участниками административных правоотношений: Президент, Центральная избирательная комиссия, Прокуратура и др.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)