Обеспечение гарантий в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов
Наряду с законодательными актами важную роль в правовом регулировании деятельности органов публичной власти играют постановления «О состоянии обеспечения установленных действующим законодательством социальных, экономических, правовых и конституционных гарантий в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов», « О проекте Концепции социального обеспечения населения ». Они регулируют неотложные вопросы, относящиеся к компетенции законодательного органа государства по рассмотрению приоритетных направлений и перспектив развития государственной защиты прав и свобод инвалидов; создание основы для принятия и внесения законодательных изменений в контексте реализации положений Конвенции о правах инвалидов; определение обязательств органов публичной власти по государственной поддержке и финансировании социальных программ, создание без барьерной инфраструктуры и т. д.; инициирование создания координационных органов (Комитета по специализированным подчинением по защите прав и свобод инвалидов).
Среди указов и распоряжений Президента по обеспечению и защите прав и свобод инвалидов следует выделить:
а) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов публичной власти по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями «О первоочередных мерах по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями»; «О дополнительных неотложных мерах по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями»
б) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов публичной власти по созданию благоприятных условий для реабилитации инвалидов «О мерах по созданию благоприятных условий для обеспечения социальной, медицинской и трудовой реабилитации инвалидов»; «О мерах по спортивной реабилитации инвалидов и поддержки параолимпийского движения »;
в) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов публичной власти по усилению социальной защиты инвалидов «О дополнительных мерах по социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями»;
г) нормативно-правовые акты, направленные на определение приоритетных направлений совершенствования государственной политики относительно реализации и защиты прав инвалидов: «О Национальной программе профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями»; «Целевая комплексная программа» Физическое воспитание - здоровье нации».
В основном правовые акты Президента имеют обязывающий характер для органов публичной власти по совершенствованию их деятельности, внедрению новейших методик, международного опыта, внедрению информационных учетов, усилению надзора и контроля за реализацией прав и свобод инвалидов.
С целью детализации предписаний и положений правительства издаются приказы центральных органов исполнительной власти в соответствии с их направлений деятельности. Основными задачами являются:
а) министерства является обеспечение формирования и реализации государственной политики в одной или нескольких сферах, например, Министерство здравоохранения - предоставление правового статуса инвалида и медицинское обеспечение;
б) инспекций государственного надзора и контроля за соблюдением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в соответствующей сфере, касающихся реализации и защиты прав и свобод инвалидов;
в) агентства в своей деятельности определяют направления деятельности специализированных учреждений постоянного и временного пребывания инвалидов;
г) деятельность служб в большинстве своем направлена на предоставление административных услуг инвалидам, разработку предложений в части приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и тому подобное.
Среди них можно выделить:
а) приказы Министерства здравоохранения: «Об утверждении Отраслевой программы обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилого и общественного назначения»; «Об утверждении Инструкции об установлении групп инвалидности»;
б) приказы Министерства социальной политики : «Об утверждении Положения о Фонде социальной защиты инвалидов», «Стандарт оказания услуги по назначению компенсации физическим лицам, которые предоставляют социальные услуги».
Наряду с приказами министерств и ведомств, важное значение имеют акты местных государственных администраций и решения областных советов, направленные на реализацию государственной политики по обеспечению прав и свобод инвалидов в регионе. Так, с целью реализации отдельных положений Конвенции ООН о правах инвалидов был принят ряд распоряжений, а именно: «Об образовании областного комитета обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры»; «Об утверждении Положения об областном комитет обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры». Аналогичные решения принимаются и во всех других регионах местными государственными администрациями.
На основе решений областных советов разрабатываются целевые программы реализации Конвенции о правах инвалидов; формируется доходная часть социально-экономического развития региона; согласуются нормативно-правовые акты локального значения и тому подобное.
В то же время можно выделить акты органов управления государственных предприятий, учреждений, организаций, нормы которых направлены на реализацию и защиту прав инвалидов в пределах структурных подразделений, отделов, служб. Локальные нормативно-правовые акты направлены на выполнение квоты по трудоустройству инвалидов, льготного поступления в вуз, дополнительной адресной помощи инвалидам и тому подобное. Анализ правового регулирования деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов дает основания выработать предложения по приведению национального законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней.
Исследование правового обеспечения деятельности органов публичной власти позволяет выделить:
а) понятие "правовое регулирование деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов;
б) критерии классификации нормативно-правовых актов: по составляющим административно-правового статуса инвалида; общественными отношениями, которые они регулируют; по юридической силе;
в) проблемные аспекты правового регулирования деятельности органов публичной власти и определить пути его совершенствования.
Все изложенное свидетельствует, что нормотворчество в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов субъектами властных полномочий имеет динамический характер, что связано с внесением многочисленных изменений в действующие законодательные акты. Внедрение международных стандартов и зарубежной практики, появление новых норм усложняют содержание и структуру имеющегося правового массива некодифицированных нормативно-правовых актов. С учетом этого следует упорядочить действующее законодательство и усовершенствовать его содержание и структуру в соответствии с приоритетными направлениями деятельности органов публичной власти, которые должны быть направлены на полную реализацию в сфере публично-правовых отношений прав и свобод инвалидов и их действенную защиту в случае нарушения со стороны государственных органов и должностных лиц.
Важным направлением в решении имеющихся проблем должно стать принятие законопроекта «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов», который предусматривает переход к идеологии, согласно которой реализация и защита прав инвалидов должна стать не просто производным задачей осуществляемых в сфере публичной власти преобразований, а их главной целью, которая призвана принципиально изменить историческую парадигму отношений между государством и человеком и определить основополагающее направление деятельности субъектов публичной власти, закрепленных в статье Конституции.
� власти зарубежных стран относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов следует начать с учетом имеющихся в научной литературе концептуальных моделей инвалидности, поскольку именно на них основывается законодательство в этой сфере. Изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности обусловливает необходимость обеспечения комплексного подхода к созданию условий, которые бы способствовали реализации прав инвалидов наравне с другими гражданами, в том числе и к законодательному их закреплению.
Анализ научной литературы свидетельствует о выделении многими учеными двух основных моделей инвалидности, которые являются отражением взглядов на инвалидность в обществе в разные исторические периоды: «старой» (традиционной, медицинской) и «новой» (посттрадиционной, социальной). Наиболее основательной является классификация при которой выделяют три концептуальные модели инвалидности: - традиционную - моральный (религиозную),
- медицинскую (административную);
- новейшую,
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)