Анализ деятельности органов власти зарубежных стран
Анализ деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов позволяет выделить выводы
В ракурсе медицинской модели инвалидности рассматривается как неспособность лица участвовать в жизни общества, во всех его сферах из-за наличия физических или умственных недостатков. Социальная модель смещает акценты с лица с инвалидностью на государство, его способность решить проблемы инвалидов с целью их эффективной интеграции в жизнь общества.
.
Правовая характеристика моделей инвалидности, которые являются основой для формирования административно-правового обеспечения деятельности органов публичной власти, свидетельствует о существовании двух основных моделей законодательства: антидискриминационного и законодательства, закрепляющего нормы позитивной дискриминации. Антидискриминационное законодательство основывается на принципе «равных отношений», поскольку не выделяет лиц с инвалидностью как отдельную категорию, что требует иного отношения, и не содержит нормы позитивной дискриминации, которые соответствуют принципу «равных возможностей» (квотирование рабочих мест, приоритетное поступление в учебные заведения и т. д.). Отечественное законодательство, регулирующее деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, базируется на принципе равных возможностей, который закреплен в Конвенции ООН о правах инвалидов.
Конституции таких стран, как Германия, Канада, Швейцария, Армения, Португалия, Испания и другие закрепляют равенство лиц с инвалидностью с другими членами общества.
Несмотря на то, что Основной закон любого государства имеет высшую юридическую силу, можно внести изменения в закон, дополнив его словам «По причине физических или умственных недостатков» и изложить в следующей редакции: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам, а также через физические или умственные недостатки».
Учитывая положительный опыт таких ведущих странах мира, как Германия, Франция, Италия, Испания, Польша, в которых действует устойчивая система квотирования рабочих мест в зависимости от количества рабочих мест, соответствующих условиям трудовой деятельности лиц с инвалидностью, форм собственности, степени тяжести пороков здоровья, опыта работы лица с инвалидностью, возможно ввести дифференцированную систему квотирования и вычисления процента рабочих мест. Вместе с ней необходимо ввести материальное стимулирование работодателей за превышение минимальной квоты трудоустройства лиц с инвалидностью и за принятие на работу инвалидов с тяжелой степенью инвалидности или без опыта работы.
В рамках решения поставленной задачи действовать по аналогии со стратегий и национальных планов политики правительств ведущих зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, имеют конкретный характер, принять Национальный план действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов, который должен предусматривать направления деятельности; конкретные мероприятия; срок их выполнения; лицо, ответственное за их выполнение; контролирующий орган.
Координация работы правительств таких ведущих зарубежных стран, как США, Великобритания, Швеция, Германия по разработке, реализации политики по вопросам инвалидов, а также контроля за выполнением осуществляют специальные органы (управления, советы, комитеты и т. д.), в состав которых входят представители министерств, органов местного самоуправления, представители общественных организаций инвалидов. По аналогии, можно создать Национальный контрольно-наблюдательный совет по вопросам лиц с инвалидностью с наделением его рядом с консультационно-совещательными, координационными и контрольно-надзорными полномочиями за деятельностью соответствующих органов публичной власти.
Децентрализация публичной власти предусматривает расширение полномочий органов местного самоуправления относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Учитывая опыт деятельности органов публичной власти таких стран, как Великобритания, Швеция, Дания, Польша по защите прав и свобод инвалидов, с целью комплексного и одновременно адресного оказания помощи лицам с инвалидностью возможно создать в рамках пилотного проекта в отдельных областных и районных центрах (с наибольшим количеством инвалидов) на местах социальные центры для лиц с инвалидностью, к работе в которых привлекать как социальных, медицинских, педагогических работников, юристов и других необходимых специалистов. Этим лицам, в пределах рабочей недели и в соответствии с установленным графиком, по месту жительства инвалидов предоставлять им необходимую помощь в решении вопросов образовательного, медицинского, социального обслуживания и др.
Как показывает анализ опыта деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, эффективным путем решения проблем интеграции людей с инвалидностью в общественную жизнь является их сотрудничество с некоммерческими организациями. В связи с изложенным, возможно в законе «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» предусмотреть раздел «Взаимодействие органов исполнительной власти с некоммерческими организациями по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов», в котором закрепить принципы, формы взаимодействия и механизм его реализации.
В рамках решения определенной задачи в подразделе на основе анализа административно-деликатного законодательства США, Австралии, Великобритании, Канады и других зарубежных стран, внести изменения в законы «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов ». В этих законодательных актах предлагается закрепить такие понятия: «антидискриминационное законодательство по признаку инвалидности», «ассоциативная дискриминация по признаку инвалидности», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», «дискриминация по признаку инвалидности», «вспомогательные средства и услуги», «ограниченная возможность», «наемный работник-инвалид», « работодатель», « трудоспособное лицо-инвалид», « инклюзивное обучение», « индивидуальный учебный план учащегося (студента) инвалида», « адаптация учебных материалов», « адаптация учебных подходов», «приспособление», «доступность», «публичный объект». В законах «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов » определить дискриминационные действия субъектов ответственности за нарушение прав и свобод инвалидов в сферах занятости, предоставление образовательных услуг, доступности транспортных средств, жилья, общественных мест и учреждений, а также доступа к информации. «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации» закона РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » предусмотреть подразделения по механизму обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации в определенных законом сферах по признакам пола, возраста, расы, инвалидности и т. д., в которых определить комплексную систему обеспечения, реализации, охраны, восстановления прав и свобод инвалидов и контроля за их соблюдением через закрепление полномочий субъектов антидискриминационных отношений, в том числе и административных правоотношений по защите прав и свобод инвалидов.
Анализ опыта США, Великобритании, Австралии, Канады о привлечении к ответственности за нарушение прав инвалидов свидетельствует о реализации принципа презумпции виновности лиц, совершивших дискриминационные действия в отношении лиц с инвалидностью, который возможно закрепить в административном законодательстве России.
Поскольку санкции, предусмотренные нормативно-правовыми актами за нарушение прав и свобод инвалидов в сферах занятости и трудоустройства, предоставления образовательных услуг, доступности транспортных средств, доступности жилья, общественных мест и учреждений, доступа к информации, не выполняют своих воспитательных, репрессивных, карательных и профилактических функций, возможно увеличить их размер, предусмотрев штрафы для граждан в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов граждан, для должностных лиц и лиц-предпринимателей от 200 до 300 необлагаемых минимумов граждан.
С целью согласования законодательства по вопросам защиты прав и свобод лиц с инвалидностью с принципами Конвенции о правах инвалидов возможно принять закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» положение которого отражаются на протяжении всего диссертационного исследования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)