Перечень фактов антидискриминационного законодательства
В связи со сложностью установления и доказывания факта дискриминации, заслуживающим внимания, является опыт стран (США, Австралия, Великобритания), в антидискриминационном законодательстве которых закреплен перечень, обычно исчерпывающий, этих фактов, упрощает процедуру обращения лица с инвалидностью защиты в случае нарушения его прав и свобод.
Так, Закон об инвалидах США регламентирует вопросы дискриминации инвалидов в сфере занятости, транспорта, кроме воздушного, публичных объектов и связи. В Законе «О недопущении дискриминации инвалидов» Австралии регламентируются также вопросы дискриминации лиц с инвалидностью в сфере образования.
Заметим, что этот Закон НЕ содержит общего определения понятия «Дискриминация», однако оно исчерпывающе объясняется в каждом подразделении, посвященном отдельной сфере предотвращения дискриминации. Так, для подразделения «Занятость», предусматривающий порядок трудоустройства, найма, продвижения по службе или увольнение наемного работника, вознаграждения наемного работника, профессионального обучения и других условий, обязательств и льгот, связанных с работой, дискриминация означает:
• такое ограничение, сегрегация или определения квалификации претендента или наемного работника, который ограничивает возможности или статус такого претендента или наемного работника - ввиду ограничения возможностей такого претендента или наемного работника;
• участие объекта регулирования в контрактных или других договоренностях или отношениях, фактически подвергают трудоспособного претендента или наемного работника ограниченными возможностями дискриминации, запрещенной этим подразделением (такие отношения включают взаимодействие с органом службы занятости, агентством занятости, профсоюзом, организацией, предоставляющей дополнительные льготы наемному работнику объекта регулирования, или организацией, занятой профессиональной подготовкой) применение требований, критериев или административных методов,
(A) фактически означают дискриминацию учитывая ограниченные возможности;
(B), которые закрепляют дискриминацию других лиц, подлежащих общем административном контроля; недопущение или иная форма отказа трудоспособному лицу в получении одинаковой работы или льгот - учитывая то, что указанное лицо поддерживает отношения или организационную взаимодействие с лицом, действительно имеет ограниченные возможности; невыполнение разумного приспособления рабочего места с учетом признанных физических или умственных недостатков лица с ограниченными возможностями, которое является претендентом или наемным работником, если только данный объект регулирования не докажет, что приспособление может повлечь чрезмерные тяготы в его деятельности; или отказ в возможности трудоустройства претенденту или наемному работнику - трудоспособному лицу с ограниченными возможностями, если такой отказ основан на необходимости для такого объекта регулирования осуществить разумное приспособление рабочего места с учетом физических или умственных недостатков наемного работника или соискателя; применение квалификационных требований, тестов или других критериев отбора, которые могут отсеивать лиц или категории лиц с ограниченными возможностями, если только не доказано, что требования, тесты или другие критерии отбора
Неспособность при трудоустройстве выбрать и наиболее эффективно провести для соискателя рабочего места или наемного работника с ограниченными возможностями (части органов чувств, действия рук или языка) тесты, результаты которых наиболее точно отражают квалификацию, пригодность или любые другие качества такого соискателя или наемного работника, которые такой тест должен выявить, не отражают дефекты в части органов чувств, действия рук или языка такого наемного работника или соискателя (Кроме случаев, когда тесты направлены на выявление именно таких дефектов).
Закрепление перечня фактов дискриминации инвалидов в различных сферах общественной жизни, определенных в законодательстве, составляет своеобразный тест на наличие фактов дискриминации, способствует определению основных признаков, присущих дискриминационным действиям в любой сфере, а также упрощает процесс привлечения лиц, виновных в дискриминации, к ответственности. Поэтому в законе Российской Федерации «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » следует закрепить перечень фактов дискриминации в различных сферах действия закона.
Кроме того, в отдельных международных актах по вопросам дискриминации закреплено положение о бремени доказывания, согласно которому доказывания по делам о дискриминации возлагается на лицо, нарушившее право.
Итак, учитывая опыт зарубежных стран по привлечению к ответственности за нарушение прав инвалидов, возможно рассмотреть целесообразность закрепления принципа презумпции виновности лиц, совершивших дискриминационные действия в отношении лиц с инвалидностью, в нормах отечественного законодательства. Такой принцип касается только административных дел и не должен действовать в случае возбуждения уголовного дела по факту дискриминации инвалидов.
Для установления факта дискриминации и привлечения субъектов административных отношений к ответственности за нарушение прав и свобод инвалидов важным является также определение и конкретизация понятий, которые непосредственно связаны с характеристикой дискриминационных действий со стороны субъектов административных правоотношений
.
В соответствии с Законом об инвалидах США в сфере занятости понятие «разумные меры приспособления» может включать: обеспечение лицам с ограниченными возможностями удобного доступа к существующим объектам и оборудования, используемых наемными работниками; реструктурирование обязанностей, частичная занятость или изменен график работы, перевод на вакантное рабочее место, приобретение или модификация оборудования или приборов, соответствующую корректировку тестов, учебных пособий или кадровой политики, привлечения специализированных чтецов или переводчиков и другие подобные мероприятия приспособления для лиц с ограниченными возможностями.
Согласно Закону Великобритании «О дискриминации инвалидов», в сфере трудоустройства имеется в виду:
1) адаптация производственных помещений;
2) перераспределение части обязанностей инвалида другим работникам;
3) перевод работника с инвалидностью на другую работу, соответствующую состоянию его здоровья, при наличии вакансий;
4) сокращение продолжительности рабочего дня;
5) изменение должностных обязанностей;
6) компенсация рабочего времени, затраченного на лечение, экспертизу или реабилитацию;
7) обучение и повышение профессиональной квалификации;
8) приобретение нового или адаптация имеющегося оборудования;
9) изменение инструкций и адаптация справочных материалов;
10) внесение изменений в порядок профессиональной аттестации и присвоения квалификации;
11) предоставление чтеца;
12) прикрепления наставника (Куратора).
В законе Российской Федерации «Об основах социальной защищенности инвалидов » понятие «разумные приспособления» употребляется в контексте его определения а также как применение принципа с целью реализации инвалидами прав и свобод человека и гражданина при разработке государственных социальных стандартов и государственных социальных гарантий, национальных стандартов, правил установившейся практики и классификаторов, стандартов, технических условий, проведение опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ. При этом этот термин употребляется в значении, приведенном в Конвенции о правах инвалидов: «разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и соответствующих модификаций и коррективов, не становящихся чрезмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » вообще не содержит. При этом в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, содержит такой признак, как чрезмерные тяготы, но его определение в обоих приведенных законах отсутствует.
В отличие от национального законодательства, Закон об инвалидах США толкует это понятие как действие, что влечет за собой значительные трудности или затраты, учетом таких факторов, как:
1) характер и стоимость приспособления, предусмотренного настоящей главой;
2) общие финансовые ресурсы подразделения или подразделений, задействованные в обеспечении разумного приспособления; количество занятых в таком подразделении; расходы и затраченные ресурсы, или иное воздействие такого приспособления деятельность подразделения;
3) общие финансовые ресурсы объекта регулирования; общие объем хозяйственной деятельности объекта регулирования, с учетом численности его наемных работников; число, тип и местонахождение его подразделений;
4) характер деятельности объекта регулирования, включая его состав, структуру и функции его персонала; удаленность, административные или финансовые отношения подразделения или подразделений с объектом регулирования.
Понятно, что такое расширенное толкование в законодательстве зарубежных стран базовых для понимания закона понятий является важным условием гарантии его реализации.
Итак, учитывая изложенное, необходимо внести изменения в законы России «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов », закрепив дефиниции «разумное приспособление» в значении, закрепленном в Конвенции о правах инвалидов, и «лишние тяготы» как действия, влекущие за собой значительные трудности или расходы, связанные с внесением необходимых модификаций и корректив с целью создания условий для реализации инвалидами их конституционных прав и свобод в сфере образования, передвижения, частной жизни, отдыха и т. д. наравне с другими членами общество не соизмеримы с финансовыми возможностями работодателя, а также ситуация, при которой такие приспособления или применения вспомогательных средств и услуг составляют значительные неудобства для других работающих лиц.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)