Дискриминация по признаку инвалидности
Следует акцентировать, что такое понятие отсутствует в антидискриминационном законодательстве как зарубежных стран, так и отечественном. Поэтому возможна такая «дискриминация по признаку инвалидности» - ситуация, при которой лицо, ассоциируется с лицом с инвалидностью, но само не имеет признаков инвалидности, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании правами и свободами в форме прямой или косвенной дискриминации, или подстрекательство к дискриминации или пособничества в дискриминации. Такое понятие требует обязательного закрепления в законах «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » и «Об основах социальной защищенности инвалидов », поскольку отражает более широкое толкование понятия «признак».
Итак, четкое определение круга субъектов административных правоотношений по защите прав и свобод инвалидов в различных сферах, дает возможность выяснить основания привлечения к ответственности за совершение дискриминационных действий в отношении лиц с инвалидностью.
Акцентируем, что законодательство России НЕ содержит определения понятия «Дискриминация по признаку инвалидности», а также развернутой инвалидности, что затрудняет как решение вопроса о субъектном составе административных отношений по защите прав и свобод инвалидов, так и о привлечении виновных субъектов к ответственности за нарушение прав и свобод лиц с инвалидностью.
Итак, учитывая изложенное, возможно внести такие изменения в закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации »
1) закрепить закон «Дискриминация по признаку инвалидности» в соответствии с определением, приведенным в Конвенции о правах инвалидов: «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении» ;
2) в разделе» Дискриминация по признаку инвалидности» этого же Закона четко определить субъектов этих правоотношений в соответствии со сферами действия закона: в сфере занятости, транспорта, образования, пользование публичными объектами, связи.
Объектом исследуемых административных правоотношений являются общественные отношения, по поводу, которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения по защите прав и свобод лиц с инвалидностью. В этом смысле наиболее комплексный подход к определению объекта этих правоотношений отражено в антидискриминационного законодательства США, Австралии, Великобритании, Канады.
Так, согласно Закону об инвалидах США, запрещается дискриминация инвалидов в сфере трудоустройства и занятости, образования, общественного транспорта, социального обслуживания, пользования общественными местами, учреждениями, общественными услугами и средствами связи.
Закон Великобритании «О недопущении дискриминации» устанавливает меры по пресечению и предотвращению дискриминации инвалидов в таких сферах, как трудоустройство и занятость; доступ к товарам, услугам и социальной инфраструктуры; управления собственностью, приобретение или аренда земли и недвижимости.
Анализ отечественного законодательства свидетельствует, что закон РФ «Об основах социальной защищенности инвалидов » определяет основы социальной защищенности инвалидов в области трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, транспорта, жилья.
Понятно, что этот закон априори не должен содержать нормы антидискриминационного содержания.
Однако закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации »
Ограничивается лишь перечислением сфер действий закона: государственная служба и служба в органах местного самоуправления; правосудия; трудовые отношения, в том числе применение работодателем принципа разумного приспособления; здравоохранение; образование, социальная защита; жилищные отношения; доступ к товарам и услуг (этот перечень не является исчерпывающим), - однако не рассматривает одну из них с точки зрения защищенных признаков (пол, возраст, инвалидность, раса и т. д.), а также прав и обязанностей субъектов соответствующих общественных отношений. Итак, учитывая опыт законодательного закрепления норм о прекращении и недопущении дискриминации в зарубежных странах, возможно в разделе «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации» закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » предсказать подразделения по механизму обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации в определенных законом сферах по признакам пола, возраста, расы, инвалидности и тому подобное.
Содержание правоотношений анализируются, составляют субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность субъектов правоотношений. Структура содержания - это способ взаимосвязи, возникающий на основании субъективных прав, обязанностей, полномочий, субъектов правоотношений. Содержание и структуру субъективного права составляют такие элементы, как право осуществлять определенные действия, то есть реализовать свои интересы; право требовать определенных действий от обязанного субъекта; право требовать восстановления нарушенного права, то есть обращаться в компетентные государственные органы за защитой субъективного права и принудительного обеспечения юридической обязанности; право пользоваться определенным социальным благом.
Поскольку в рамках вопроса о деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов уже был осуществлен анализ полномочий этих субъектов, акцентируется только на таком положительном моменте, как конкретизация их прав и обязанностей в определенных сферах, на которые распространяется действие антидискриминационного законодательства. Так, в соответствии к ч. 3 «Планы и основные этапы выполнения».
«Дискриминационные действия на общественном транспорте, обеспечивается общественными организациями» Закона об инвалидах США, где определены конкретные обязанности министра транспорта при разработке и выполнении планов. Министр транспорта должен предложить уполномоченному публичной организации разработать и представить план реализации данного параграфа, который
(a) учитывает итоги консультаций с лицами с ограниченными возможностями, которых может коснуться план, результаты общественного слушания и общественного обсуждения плана, и
(b) устанавливает основные этапы выполнения требований данного пункта. Соответственно за отсутствие такого плана, а также разработанного механизма его реализации министр транспорта привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Заметим, что закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » содержит раздел «Механизм обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации», статьи, в которых определены права и обязанности субъектов, наделенных полномочиями по предотвращению и противодействию дискриминации, однако эти полномочия носят общий характер и не классифицируются в зависимости от сфер общественных отношений, в которых лица с инвалидностью могут испытать дискриминацию.
Итак, возможно, учитывая опыт ведущих зарубежных стран, в предложенном законе Российской Федерации «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов» закрепить полномочия органов публичной власти в каждой конкретной сфере действия этого Закона.
Основанием возникновения ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов является юридический факт, то есть факт дискриминации инвалидов в сфере трудоустройства, транспорта, пользования жилыми и общественными зданиями, связи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)