Общие принципы формирования государственной политики в отношении инвалидов
Общие принципы формирования государственной политики в отношении лиц с инвалидностью, произведенные мировым сообществом, заключаются: в привлечении лиц с инвалидностью к разработке и применению законодательства и стратегий, касающихся их прав и свобод; признание равенства инвалидов с другими гражданами в сфере реализации конституционных прав и соблюдения обязанностей; ответственности правительства за разработку системы профилактики инвалидности; создание отдельных органов, осуществляющих и контролирующих работу с инвалидами по всем направлениям, с целью эффективной интеграции их в жизнь общества; сотрудничества органов публичной власти и некоммерческих (добровольных) организаций в форме «Социального партнерства»; делегирование полномочий по решению ряда социальных вопросов органам местного самоуправления.
Опыт деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов свидетельствует, что альтернативным подходом к эффективному решению вопроса интеграции лиц с инвалидностью в общественную жизнь, является сокращение расходов на осуществление мероприятий, связанных с реализацией лиц с инвалидностью, их прав и свобод, создание новых рабочих мест для инвалидов, привлечение их к работе с правительственными организациями, воспитание позитивного отношения общества к инвалидам сотрудничество органов публичной власти зарубежных стран и некоммерческих организаций относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
2. 3. Административная ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов в
зарубежных странах в соответствии с антидискриминационного законодательства
Одним из признаков цивилизованности общества является формирование государственной политики по защите прав и свобод наиболее уязвимых и наименее защищенных слоев населения, которыми на сегодня во всех странах мира остаются лица с инвалидностью. Несмотря на позитивные сдвиги, связанные с социальной защитой инвалидов, их интеграцией во все сферы жизни общества, которые произошли в зарубежных странах в течение последних двадцати лет, инвалиды по-прежнему сталкиваются с нарушениями их прав, а также препятствиями на участие их в жизни страны как равноправных членов общества.
Об этом свидетельствуют, например, результаты социологического опроса (I категория респондентов) инвалидов I, II, III групп и детей-инвалидов относительно реализации и защиты прав инвалидов со стороны органов публичной власти.
Так, на вопрос «Стоит ли, по Вашему мнению, усилить ответственность за несоблюдение прав и свобод инвалидов?» 80% респондентов дали утвердительный ответ. Такая ситуация, в свою очередь, требует совершенствования административно-правовому регулированию ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов.
Процессы, происходящие в России, требуют переосмысления места института административной ответственности в системе российского права и предусматривают «переход от взглядов на него как на репрессивно-фискальный инструмент государства к пониманию его как средства обеспечения правопорядка в тех сферах общественных отношений, где объективно необходимо государственное регулирование и государственное управление, а также средства обеспечения, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина».
В контексте указанных трансформационных процессов в России в рамках исследования деятельности органов публичной власти зарубежных стран приоритетное значение приобретает вопрос изучения и критического анализа опыта ведущих стран мира субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов с целью выяснения его сущности, содержания, а также юридических и фактических оснований.
Исследование вопроса об ответственности субъектов административных правоотношений за нарушение прав и свобод инвалидов в зарубежных странах в соответствии с антидискриминационным законодательством следует начать, прежде всего, с анализа структуры этих правоотношений. При этом заметим, что ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия «антидискриминационное законодательство по признаку инвалидности», которое предлагается определить как систему нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и деятельности органов публичной власти относительно реализации инвалидами конституционных прав и свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной сфере, а также их защиты.
Не вдаваясь в полемику по вопросу о структуре правоотношений, заметим, что обычно в общей теории права выделяют такие его элементы, как субъект - совокупность лиц, участвующих в правовых отношениях, объект - общественные отношения по поводу которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, содержание - субъективные права, юридическая обязанность и юридическая ответственность.
Так, к субъектам административных правоотношений по защите прав и свобод инвалидов относятся органы публичной власти (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и другие субъекты, наделенные полномочиями в сфере органов публичной власти), физические лица (работодатели, арендодатели, врачи, владельцы учреждений и организаций, которые предоставляют товары, услуги и т.д. юридические лица (предприятия, учреждения и организации).
Выделение субъектов административных правоотношений, которые могут привлекаться к ответственности за нарушение прав и свобод инвалидов, в законодательстве таких стран, как США, Австралия, Великобритания, Канада осуществлено в соответствии с направлением их деятельности.
Понятие «Занятость» дается определением таких субъектов административных правоотношений в сфере трудоустройства инвалидов, как «комиссия», «наемный работник», «работодатель», «трудоспособное лицо с ограниченной возможностью».
Понятие «наемный работник» - индивидуальное лицо, нанятое работодателем. В применении к работе в иностранном государстве это понятие также означает индивидуальное лицо, которое является гражданином Соединенных Штатов; понятие «работодатель», которое означает лицо, занятое предпринимательской деятельностью, использует 15 или более наемных работников, каждый рабочий день в течение 20 или более календарных недель текущего или предыдущего календарного года, и любой агент такого лица. При этом в течение двух лет со дня вступления в силу этого подразделения «работодатель» означает лицо, занятое предпринимательской деятельностью, что использует 25 или более наемных работников каждый рабочий день в течение 20 или более календарных недель текущего или предыдущего календарного года, и любого агента такого лица; «трудоспособное лицо с ограниченной возможностью», которое обозначает индивидуальную личность с ограниченной возможностью, которая, разумными мерами приспособления или без них, может выполнять основные обязанности на своем месте работы, которую такое лицо получил или желает получить.
«Общественные услуги» этого же Закона субъектами административных отношений в сфере доступа инвалидов к услугам транспорта, кроме авиационного, является «публичная организация», «зарегистрированный публичный перевозчик», «оператор», «министр» (в соответствии с этим подразделения - министр транспорта), «публичные организации, эксплуатирующие системы с фиксированными маршрутами», «администрация пригородного сообщения» и другие.
Кроме того, Закон об инвалидах США содержит определение понятия «лицо с ограниченными возможностями» - лицо,
«1) имеет физический или умственный дефект, который существенно ограничивает один или более основной вид жизнедеятельности;
2) имеет историю болезни, фиксирует такой недостаток;
3) воспринимается окружающими как лицо, имеющее такой дефект».
Однако, каждое подразделение в случае необходимости содержит дополнительные требования к такому лицу. В частности, в соответствии с ч. 8 ст. 12112 раздела «Занятость» с жалобой о дискриминации в сфере трудоустройства может обратиться не любое лицо с инвалидностью, а лишь то, которое соответствует требованиям этой статьи, то есть «трудоспособным лицом с ограниченной возможностью». Итак, если человек с инвалидностью не соответствует определенным требованиям и не может выполнять обязанности при условии, предусмотренные статьей, то есть «с разумными мерами приспособления или без них», то отказ в его трудоустройстве не является дискриминацией со стороны работодателя.
Анализ норм Закона об инвалидах США свидетельствует, что его действие распространяется не на всех лиц, а только на тех, кто имеет признаки, закрепленные в Законе. Так, любой работодатель может быть субъектом административных правоотношений, но к ответственности за дискриминационные действия по признаку инвалидности может быть привлечен только работодатель, который соответствует определенным в Законе признакам, то есть имеет «15 или более наемных работников, каждый рабочий день в течение 20 или более календарных недель текущего или предыдущего календарного года, и любой агент такого лица» и другие.
Анализ судебной практики зарубежных стран свидетельствует, что субъектом защиты против дискриминации по признаку инвалидности может быть не только лицо с ограниченными возможностями, но и лицо, которое не является инвалидом, например, лицо, ухаживающее за инвалидом. Такое понятие называется «ассоциативной» дискриминацией, а в руководстве по европейскому антидискриминационному праву используется понятие «дискриминация через родство». Понятие «ассоциативная дискриминация» является более общим и может включать более широкий круг лиц, которые ассоциируются с лицом с инвалидностью, в то время как понятие «Дискриминация через родство» предусматривает только лиц, связанных общностью происхождения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)