Деятельность органов власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Осознание глобальности проблемы инвалидности приводит стремление каждого государства сформировать социальную и экономическую политику относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов в соответствии с уровнем развития, возможностей и приоритетов страны. В связи с этим приоритетное значение приобретает деятельность общественных и общественных институтов ведущих стран мира по соблюдению прав и свобод инвалидов, их реализацию и действенную защиту в случае нарушения.
В контексте комплексного исследования зарубежного опыта требует выделения приоритетная задача административного права западноевропейских стран, направленная на поддержание равновесия между эффективной административной властью и защитой отдельных лиц и общества в целом от злоупотреблений этой власти, путем создания действенного контроля за деятельностью власти с целью реализации и защиты прав граждан.
Имеется широкий спектр проблем инвалидов что свидетельствует об актуальности изучения и обобщения опыта деятельности органов публичной власти зарубежных стран в исследуемом направлении с целью создания соответствующих публичных институтов, разработки административно-правовых мер, обеспечение благоприятных правовых, политических и социально-экономических условий, а также равных возможностей для реализации прав и свобод инвалидов.
Об актуальности изучаемого вопроса свидетельствуют также результаты проведенного социологического опроса (II категория респондентов) органов публичной власти (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов публичной власти). Так, на вопрос «Считаете ли Вы необходимым использование зарубежного опыта ведущих стран мира в отношении к лицам с функциональными ограничениями?» 75% респондентов дали утвердительный ответ.
Однако проблемы деятельности органов публичной власти зарубежных стран в исследуемой сфере остались без внимания многих ученых.
Не вдаваясь в анализ термина «органы публичной власти», заметим, что на сегодня он используется в узком и широком смысле: как «региональные органы, местные и другие органы публичной власти», «центральные правительства», «публичная служба» - в узком значении. В европейском праве, кроме органов публичной власти также органы, которые не входят в нее организационно, но выполняют делегированные им функции
Выделяют следующие основные признаки органов публичной власти: они подчиняются политической власти, то есть органы публичной власти подчинены главе государства, главе правительства, правительственные;
обеспечивают выполнение и применение законов, то есть связанные с исполнительной ветвью власти;
действуют в публичных интересах, их основная цель - воплощение политической воли на благо всех членов общества; наделены прерогативами публичной власти, то есть властными полномочиями, которые позволяют от имени общества давать обязательные указания частным лицам.
Следовательно, деятельность органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов следует рассматривать как деятельность органов публичной власти на любом уровне (государство, регион), так и других субъектов, которые имеют полномочия на предоставление услуг лицам с инвалидностью, направленные на выполнение закона в интересах отдельной личности и общества в целом, с целью эффективной интеграции лиц с инвалидностью во все сферы общественной жизни (образование, трудоустройство, культура, религия и т. д.), а также защиты их прав и свобод.
Общие принципы формирования политики в отношении лиц с инвалидностью, произведенные мировым сообществом, на которых базируется деятельность органов публичной власти зарубежных стран, заключаются,
во-первых, в ответственности правительства за создание системы, направленной на устранение условий, приводящих к инвалидности, и решения вопросов, связанных с последствиями инвалидности;
во-вторых, в обеспечении со стороны государства одинакового уровня жизни инвалидов и других сограждан, особенно в области доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в жизни общества;
в-третьих, в создании со стороны государства условий для независимой жизни инвалидов (само обеспечение, самодостаточность)
в-четвертых, в признании равенства инвалидов с другими гражданами в сфере реализации конституционных прав и соблюдения обязанностей;
в-пятых, в создании равных условий для инвалидов на всей территории страны, независимо от места их проживания;
в-шестых, в учете особенностей лиц с инвалидностью при реализации государственной политики в отношении инвалидов;
в-седьмых, в привлечении лиц с инвалидностью к разработке и применению законодательства и стратегий, касающихся их медицинского, экономического и социально-политического положения.
Наряду с указанными принципами, требования к разработке политики и планирования мероприятий зарубежных стран в отношении лиц с инвалидностью на национальном, региональном и местном уровнях определяются стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, закрепленными Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
Согласно им, деятельность органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов заключается в разработке организационных, экономических, социальных и реабилитационных мероприятий, а также контроле и оценке выполнения национальных программ и предоставления услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов. Она осуществляется государственными и муниципальными органами и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.
Систему органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов составляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и другие субъекты, которые выполняют возложенные на них обязанности и реализуют предоставленные им права в сфере публичной власти.
К полномочиям исполнительных и местных органов власти принадлежит разработка общегосударственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью и ее реализация как в стране в целом, так и на региональном и местном уровнях, координация действий по осуществлению программ социальной защиты инвалидов с другими официальными учреждениями, а также с некоммерческими организациями и бизнесом.
Законодательство зарубежных стран закрепляет институты социальной защиты инвалидов, определяет круг государственных органов, участвующих в реализации программ защиты лиц с инвалидностью или координируют их выполнения. Опыт стран, имеющих устойчивую эффективную систему органов государственной власти, наделенных достаточным перечнем согласованных полномочий в направлении создания действенного механизма реализации и защиты прав и свобод инвалидов, свидетельствует об эффективной государственной политике, основную основу которой составляет определение человека высшей социальной ценностью.
В связи с этим актуальным становится исследование структуры и полномочий отдельных субъектов и органов публичной власти, приоритетным направлением деятельности которых является реализация и защита прав и свобод инвалидов.
Так, Министерство развития человеческих ресурсов Канады, а именно Управление по делам инвалидов (Office of Disability Issues) осуществляет общую координацию социальной адаптации инвалидов. Управление по делам инвалидов сотрудничает с государственными органами с целью содействия решению вопросов инвалидности. Например, в Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в тридцати министерствах, агентствах и других государственных органах. Основные задачи Управления заключаются в поощрении этой деятельности, ее направленности и координации, а также в решении вопросов обучения, трудоустройства, транспортировки, информирование и консультирование инвалидов и тому подобное.
Вопросы социального обеспечения лиц с инвалидностью в Швеции относятся к компетенции Министерства здравоохранения и социальных дел, при котором создан Национальный совет по вопросам здравоохранения и социального обеспечения с целью обобщения, систематизации, анализа и распространения информации по вопросам социального обеспечения инвалидов, разработки стандартов в соответствии с законодательством, а также ведение официальной статистики.
Приоритетным принципом государственной политики в отношении инвалидов в Швеции является принцип равенства прав каждого человека, а также его ценности для общества. В связи с этим насущной задачей в работе с лицами с инвалидностью является организация их персональной поддержки и обслуживания, регламентируется в Законе о поддержке и услуги для людей с определенными функциональными недостатками.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)