Новая модель инвалидности - модель гражданских прав
Однако, несмотря на указанные недостатки, антидискриминационное законодательство является результатом зарождения новой модели инвалидности - модели гражданских прав. Основным положением этой модели является отказ от понятия инвалидности, что позволило воспринимать людей с инвалидностью наравне со здоровыми людьми.
С современными взглядами на инвалидность ученые могут соглашаться или нет, однако примером неприятия этой концепции является законодательство, закрепляющее позитивную дискриминацию инвалидов, а примером ее восприятия - антидискриминационное законодательство, которое рассматривает человека с инвалидностью не только как человека с равными возможностями, но и как человека с равным отношением к ней общества. Кроме того, новая парадигма инвалидности отражает взгляды самих людей с инвалидностью, «которые не желают быть только потребителями пенсий и выплат, а стремятся стать полноправными членами общества, которые имеют не только права, но и обязанности перед ним».
Перспективным для развития правового обеспечения деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов в России является сочетание различных подходов к лицам с инвалидностью, которые отражаются в рассматриваемых моделях инвалидности.
Анализ отечественного законодательства по закреплению в нем принципов равного отношения и равных возможностей показывает, что нормы, определенные в законах, которые защищают права и свободы инвалидов, в частности в законе Российской Федерации «Об основах социальной защищенности инвалидов» и законе Российской Федерации «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации» имеют декларативный характер, поскольку не содержат положений, закрепляющих гарантии реализаций этих прав и свобод, в отличие от законодательства зарубежных стран. В связи с этим актуальным является принятие предложенного закона РФ «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов». Учитывая опыт ведущих стран мира, указанный законопроект может иметь следующую структуру:
Раздел I. Общие положения, который должен содержать определение цели; определения основных терминов; определение принципов деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями; определение сферы действия Закона.
Раздел II. Направления деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов должен состоять из подразделов:
2. 1. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере занятости и трудоустройства;
2. 2. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере предоставления образовательных услуг;
2. 3. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере доступности транспортных средств;
2. 4. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере доступности жилья;
2. 5. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере социального обслуживания;
2. 6. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере доступности общественных мест и учреждений;
2. 7. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере предоставления общественных услуг;
2. 8. Деятельность органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями в сфере доступа к информации.
Раздел III. Взаимодействие субъектов и органов публичной власти с некоммерческими организациями по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов должен содержать принципы, формы взаимодействия, механизм ее реализации.
Раздел IV. Ответственность органов публичной власти за нарушение прав и свобод инвалидов, в которой определить основания ответственности органов публичной власти за нарушение прав и свобод лиц с ограниченными возможностями, а также обстоятельства, исключающие ответственность органов публичной власти за нарушение прав и свобод лиц с ограниченными возможностями.
Анализ правового обеспечения деятельности органов публичных властей зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов позволяет выделить такие выводы, которые предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней
Имеющиеся на сегодня две основные модели инвалидности - медицинская и социальная - в значительной степени определяют политику государств в отношении лиц с инвалидностью, в том числе и в сфере законотворчества. Результатом первого подхода является законодательство, регулирующее вопросы их социальной защиты и реабилитации, а результатом второго - антидискриминационное законодательство, направленное на обеспечение условий для реализации прав и свобод лиц с инвалидностью.
Анализ нормативно-правовых актов зарубежных стран свидетельствует, что идеология медицинской модели до сих пор влияет на законодательство, социальную политику и организацию социального обслуживания инвалидов в Швейцарии, Швеции, Финляндии, Литве, Латвии, Молдове. Наряду с этим, определение понятий «инвалид» и «инвалидность» в законодательных актах всех зарубежных стран базируется именно на медицинском подходе, который позволяет с юридической точки зрения признать лицо инвалидом или «снять» с него инвалидность.
В свою очередь социальная модель инвалидности отражается в следующих составляющих: закреплена на конституционном уровне равенство инвалидов с другими членами общества (ФРГ, Канада, Швейцария, Португалия, Испания, Армения) приняты законы, направленные на поощрение, защиту и обеспечение полного и равного получения инвалидами всех прав человека и основных свобод без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности (Канада - Акт о слепых, Акт об инвалидах; Германия - Кодекс социального права, «О тяжелых инвалидов» ; Австрия - Акт об интеграции инвалидов, Акт об опеке инвалидов;
США - Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров и т. п.); внедрение антидискриминационного законодательства, рассматривает человека с инвалидностью не только как человека с равными возможностями, но и как человека с равным отношением к нему общества.
Наряду с этим, анализ нормативно-правовых актов зарубежных стран, где внедрена социальная модель инвалидности (США, Австралия, Канада, Великобритания), свидетельствует о существовании двух основных моделей законодательства в сфере занятости: антидискриминационного и законодательства, основанного на системе квот и выплат.
Указанные модели законодательства базируются на принципах «равных отношений» и «равных возможностей», которые определяют содержание норм соответствующего законодательства и мер по его реализации.
Учитывая обработанный зарубежный опыт, следует отметить, что на сегодня для России характерна медико-социальная модель инвалидности- она отражает переход от медицинской к социальной модели. Поэтому современное отечественное законодательство по защите прав свобод лиц с ограниченным возможностями характеризуется наличием как социального, так и несовершенного, которое нуждается в существенной доработке, антидискриминационного законодательства.
Учитывая, что Конституция любого государства является ее основным законом, который имеет высшую юридическую силу, закрепляя гарантии прав и свобод человека и гражданина, важен опыт таких стран, как Германия, Канада, Швейцария, Армения, Португалия, Испания и другие, которые закрепляют равенство лиц с инвалидностью с другими членами общества на конституционном уровне.
В связи с постоянным ростом численности неработающих лиц с инвалидностью и уменьшением их доли среди трудоспособных лиц в таких ведущих странах мира, как Германия, Франция, Италия, Испания, Польша, заслуживает внимания положительный опыт этих стран по решению вопроса о квотировании рабочих мест в зависимости от различных факторов, предусмотренных законодательством. Учитывая изложенное, возможно ввести дифференцированную систему квотирования и вычисления процента рабочих мест, исходя из количества рабочих мест, соответствующих условиям трудовой деятельности лиц с инвалидностью, форм собственности, степени тяжести пороков здоровья, опыта работы лица с инвалидностью, а также ввести материальное стимулирование работодателей за превышение минимальной квоты трудоустройства лиц с инвалидностью и за принятие на работу инвалидов с тяжелой степенью инвалидности или без опыта работы.
Учитывая вышеизложенное, сделан вывод, что перспективным для развития правового обеспечения деятельности органов публичной власти является создание новой парадигмы инвалидности, построенной на основе социальной модели инвалидности, путем внесения изменений в Конституцию в части закрепления равенства конституционных прав и свобод граждан независимо от физических или умственных недостатков;
введением двух основных моделей законодательства: антидискриминационного и законодательства, основанного на системе квот и выплат; принятие закона РФ «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)