Формулировка основных понятий и категорий
Анализ научных взглядов и специальной литературы, дает основания сформулировать такие понятия и категории: а) «инвалид» - это лицо с физиологическими (интеллектуальными) устойчивыми нарушениями функций организма, обусловленными заболеванием, травмами или врожденными дефектами (Аномалиями), которые усложняют условия его жизнедеятельности и социальной адаптации и требуют разносторонней защиты со стороны государства;
б) субъекты публичной администрации (публичной власти) - это совокупность общегосударственных, региональных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также других государственных и коммунальных учреждений, уполномоченных на выполнение публичных функций.
Органы публичной власти рассматриваются как в широком, так и узком смысле. В широком - это совокупность установленных Конституцией органов государственной власти и местного самоуправления. В рамках этого выделяют
- законотворческую,
- функциональную (органы исполнительной власти и местного самоуправления),
- контрольно-наблюдательную (государственные органы наделены контрольно-надзорными полномочиями),
- правозащитную (органы судебной власти),
- вспомогательную (учреждения, предприятия и организации) деятельность органов публичной власти.
В узком - это преимущественно деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В рамках исследования, указанная категория используется в узком смысле;
в) государственное администрирование относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов - это вид государственной деятельности, которая заключается в целенаправленном властно организующем и регулирующем воздействии в рамках реализации компетенции соответствующих государственных органов и их должностных и служебных лиц на состояние и развитие общественных процессов в сфере прав и свобод инвалидов, возникающих при выполнении социальных функций государства;
г) права инвалидов - это закрепленные и охраняемые в международно-правовых и национальных законодательных актах общие и равные для всех членов общества положения о мере возможного поведения инвалидов;
д) свободы инвалидов - это возможность самостоятельного выбора, без вмешательства государства и гражданских институтов, вариантов поведения инвалидов с целью реализации своих законных интересов.
Акцентировано внимание, что с учетом норм возможно разделение прав инвалидов на две группы: общие и специальные. Так, общие права предусматривают конституционные возможности, которые в равной степени относятся инвалидов и других членов общества. В свою очередь специальные права также являются общими для каждого человека и гражданина в стране, однако дополнительное обеспечение и усиленный контроль над их реализацией и защитой со стороны государства и общества будет способствовать улучшению условий жизнедеятельности инвалидов. Речь идет, прежде всего, о праве на уважении достоинства; право на труд, который предусматривает возможность свободного его выбора; социальную защиту; охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование; образование. Определена специфика деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите указанных прав инвалидов.
Согласно конституции к основным свободам инвалидов относятся свобода передвижения, свобода мысли и слова, свобода мировоззрения и вероисповедания, свобода литературного, художественного, научного и технического творчества и другие, которые также раскрыты в Конвенции ООН о правах инвалидов. Определена специфика деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты этих свобод инвалидов.
7. В рамках определенной задачи методологическую основу составляют общефилософские, общенаучные и специальные методы научного исследования. Научная парадигма исследования основывается на системе концептуальных моделей инвалидности (религиозная, медицинская, социальная, модель гражданских прав), методологических установок, на основании которых определена необходимость перехода к новой модели деятельности органов публичной власти, основанной на мировоззренческих основах деятельности органов публичной власти, направленных на защиту и реализацию осуществления инвалидами всех прав человека при отсутствии какой-либо дискриминации.
Антидискриминационная модель законодательства по признаку инвалидности, изменении менталитета в отношении общества к проблеме инвалидности и инвалида, от лица, которое нуждается в финансовой и медицинской помощи, к лицу с равными возможностями.
8. С помощью теоретических методов научного познания осуществлен акцент на анализе деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов. С точки зрения диалектико-материалистического метода охарактеризован процесс изменения существующих и формирование новой научной парадигмы, которая определяется усилением роли
«Человеческого фактора», что отражает изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности, а именно: переход от медицинской концепции и точки зрения на инвалида только как на лицо, которое нуждается в финансовой и медицинской помощи, в социальную, которая рассматривает инвалида как лицо с равными возможностями.
9. Отличительными чертами методологического исследования деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов являются:
- а) выделение антропологического подхода как системообразующего, согласно которому права, свободы и интересы человека становятся определяющими в юридической науке и практике, что является толчком в изменении доминирующей в прошлом идеологии «господства» государства над человеком на противоположную идеологию «служения» государства интересам человека;
- б) выделение наряду с эмпирическими и теоретическими уровнями научного познания уровня, согласно которому была высказана необходимость создания новой парадигмы деятельности органов публичной власти на основании реализации подхода к защите прав и свобод инвалидов;
- в) использовании подхода исследования структурных компонентов- основа которого предложена построением оптимизированной структурно-функциональной модели деятельности органов публичной власти направленной на обеспечение целостной, последовательной политики реализации и защите прав и свобод инвалидов.
ГЛАВА 2.
Опыт деятельности органов власти зарубежных стран по защите прав и свобод инвалидов
2.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов
Инвалидность сегодня является глобальным вызовом для мирового сообщества. По данным Организации Объединенных Наций, более одного миллиарда человек имеют ту или иную форму инвалидности. То есть каждый шестой житель планеты имеет определенные физические или психические отклонения от общепринятой нормы, что требует специальных административно правовых мер реагирования со стороны публичных институтов, направленных на реализацию и
защиту прав и свобод инвалидов, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.
Введение указанных выше правозащитного направления деятельности публичных институтов в административное законодательство связано с последующим воплощением обновленной доктрины отечественного административного права, построенного на идеологии человеколюбия, которая была апробирована в течение многолетнего опыта в большинстве европейских стран.
В этом контексте актуальным является анализ опыта административно-правового обеспечения деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов с целью оценки реальной возможности трансформации отечественного административного законодательства путем введения отдельных законодательных положений ведущих западноевропейских стран.
О его актуальности свидетельствуют также результаты проведенного социологического опроса респондентов второй категории: на вопрос «Есть ли, по Вашему мнению, необходимость в принятии специальных законодательных актов по систематизации направлений деятельности органов государственной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, а также в четком определении прав и свобод инвалидов?» 65% из них дали ответ» Да».
Исследование вопроса об административно-правовом обеспечении деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов следует начать с учетом имеющихся в научной литературе концептуальных моделей инвалидности, поскольку именно на них основывается законодательство в этой сфере. Изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности обусловливает необходимость обеспечения комплексного подхода к созданию условий, которые бы способствовали реализации прав инвалидов наравне с другими гражданами, в том числе и к законодательному их закреплению.
Анализ научной литературы свидетельствует о выделении многими учеными двух основных моделей инвалидности, которые являются отражением взглядов на инвалидность в обществе в разные исторические периоды: «старой» (традиционной, медицинской) и «новой» (посттрадиционной, социальной). Наиболее основательной является классификация при которой выделяют три концептуальные модели инвалидности: - традиционную - моральный (религиозную),
- медицинскую (административную);
- новейшую,
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)