Основные понятия и категории административно-правовой модели
Одной из основных функций современной России как демократического государства является правовая и социальная защита граждан на международном и национальном уровнях. Особое место в этом смысле занимает взвешенная государственная политика и эффективная деятельность органов публичной власти, а также других административных и общественных институтов по обеспечению и соблюдению соответствия с действующим законодательством прав, свобод и интересов наиболее уязвимых слоев населения, прежде всего инвалидов.
Несмотря на обязательства нашего государства перед мировым сообществом по внедрению международных стандартов и норм в этой сфере, требует дальнейшего детальное научное исследование вопроса о деятельности органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов, прежде всего формирование основных понятий и категорий, к которым следует отнести: «инвалид», «защита прав и свобод инвалидов», «публичная администрация», «органы публичной власти», «деятельность органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов». Вместе с этим не акцентируется внимание на понятиях «социальное обеспечение», «социальная защита», определение и соотношение
которых обозначены в пределах ряда научных исследований.
Исследуя вопросы деятельности органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов, следует заметить, что формирование устойчивой научной и законотворческой мысли в России о сущности этой правовой категории является относительно новым и актуальным на сегодня процессом. Эти обстоятельства обусловлены, в частности, устремлениями нашего государства перенять демократические международные стандарты в области полноценного обеспечения политических, гражданских, экономических и других прав, свобод и интересов различных слоев населения.
Однако эти стремления ограничиваются лишь копированием административно-правовых категорий, которые используются в отдельных странах мира, с последующей интеграцией в отечественное законодательство, и требуют широкого переосмысления и выяснения базовых механизмов их реализации. В этом случае происходит не просто процесс замены терминов, а идеологически отличное содержательное наполнение одного из основных институтов административного права. Именно поэтому в современной административно-правовой доктрине все активнее прослеживается тенденция к минимизации применения термина «государственное управление» и, наоборот, активного внедрения использования терминов «публичное управление», «публичная администрация» и «органы публичной власти».
«Публичная администрация» (англ. Public Administration) (от лат. Сл.
«Publicus» - общественный и «administration» - управление) является существенным компонентом правовых норм, который упоминается в различных контекстах. В то же время в общих чертах суть этого понятия сводится к тому, что это институты и органы Сообщества, органы центральной администрации государств-членов, публичные институты регионального, местного или иных характеров, а также другие органы, деятельность которых регулируется нормами публичного права или действиями государств-членов.
В опубликованном в 1997 году Руководстве государствам-членам рекомендательным характером под «административной властью» понимается любое объединение или лицо, уполномоченное принимать решение применять меры, составляя административный акт. В целом речь идет о центральных, региональных и локальных административных и политических государственных органов; физических и юридических лиц, осуществляющих публичные функции или административную власть; физических и юридических лиц, действующих исходя из публичного интереса, а также частные компании, финансируемые из государственных фондов.
Следовательно, органы публичной власти в соответствии с законодательством- это совокупность общегосударственных, региональных и местных органов государственного управления, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также других государственных и негосударственных учреждений, уполномоченных на выполнение публичных функций.
Одним из первых прецедентов по предложению закрепления на отечественном законодательном уровне термина «публичная администрация» был проект Концепции реформирования публичной администрации, согласно которому публичная администрация - органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и другие субъекты, которые в соответствии с законом или административного договора уполномочены обеспечивать выполнение законов, действовать в публичных интересах (выполнение публичных функций).
Однако предложенные инициативы не были воплощены в жизнь, хотя научные исследования по исследуемому вопросу среди отечественных и зарубежных ученых не прекращаются. Например, под «публичной администрацией» понимаем органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления. Есть мнение, что смысл этой конструкции заключается в том, что до сих пор отечественное административное право и теория управления оперировали двумя такими понятиями, как «государственное управление» и «Местное самоуправление». Но мировая практика включает эти два понятия в одну качественно новую систему регулирования общественных отношений.
Исходя из того, что слово «администрация» происходит НЕ от латинского «Administration» (управления), а от ministrare (служить), И подчиненность политической власти и служения общественным интересам является главной задачей в деятельности публичной администрации. Итак, публичная администрация - организация и деятельность органов и учреждений, подчиненных политической власти, которые обеспечивают выполнение закона, действуют в публичных интересах и наделены прерогативами публичной власти.
С целью определения понятия публичной администрации используется два подхода. Согласно первому (структурному) публичная администрация - это совокупность различных организаций, выполняющих публичные функции (органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия и учреждения, которые выполняют отдельные публичные функции). В контексте структурного подхода срок администрация применяется довольно часто, например, областные государственные администрации.
По второму подходу (процедурному) публичная администрация определяется как совокупность организационных действий, деятельности и мероприятий, которые выполняются различными субъектами и институтами на основании закона и в пределах, определенных законом для достижения общественного интереса.
Противники подчеркивают, что публичная администрация в узком понимании предусматривает функционирование исполнительной ветви власти и профессиональной деятельности государственных служащих. В широком смысле - деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, а также системы административных институтов. Последняя трактовка публичной администрации является наиболее приемлемым среди приведенных, поскольку охватывает весь механизм публичного управления, а
также создает надлежащие условия его функционирования.
Анализируя приведенные взгляды, следует отметить, что в отечественной литературе термин «Публичная администрация» не является достаточно распространенным, в связи с этим в рамках исследования, мы будем пользоваться сложившейся правовой категорией «органы публичной власти».
С учетом изложенного, органы публичной власти как концептуальная категория или понятие в широком смысле - это совокупность всех ветвей государственной власти, закрепленных в Конституции, органов местного самоуправления и других институтов, наделенных компетенцией публичной власти. Так, законотворческая составляющая органов публичной власти, будучи единственным органом законодательной власти, создает массив нормативно-правовых актов высшей юридической силы, производит обязательные для выполнения стандарты, положения и требования, а также определяет государственную политику во всех сферах жизни общества.
Деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления - функциональная составляющая органов публичной власти, обеспечивает постоянство реализации публичного управления.
Представители контрольно-надзорной функции в государстве (органов и других государственных органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями) - контрольно-надзорная составляющая органов публичной власти - создают надлежащие условия для законности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, других административных учреждений.
В то же время органы судебной власти - правозащитная составляющая органов публичной власти - обеспечивают в пределах всего административного судопроизводства решения спорных вопросов по реализации функций органов государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечение прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.
Деятельность учреждений, предприятий и организаций, имеющих государственную или коммунальную форму собственности, финансируемых из государственного или местного бюджетов (фондов), как вспомогательная составляющая органов публичной власти, направленная на решение отдельных задач публичного управления в различных сферах жизнедеятельности общества. Итак, в целом субъекты публичной администрации (публичной власти) - это совокупность общегосударственных, региональных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также других административных и гражданских институтов, уполномоченных на выполнение публичных функций.
Органы публичной власти в практической плоскости, как понятие в узком смысле, преимущественно предусматривают деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления.
На сегодня такое понимание в нашем государстве, вследствие политических, исторических и других обстоятельств, превалирует в обществе. В рамках исследований, указанная категория используется в узком смысле.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)