Период становления социального обеспечения и государственной поддержки инвалидов
С развитием промышленности и задействованием большого количества наемных работников понятие «инвалид» приобретает новый смысл, что связано с производственной травмой, профессиональными заболеваниями, полной или частичной потерей трудоспособности.
Формируется новый стереотип отношения общества к детям с недостатками развития, военнослужащих-инвалидов, работников-инвалидов. В международной терминологии появляется разделение инвалидности на три вида - impairment, dasability, handicap (условно
«Нарушение», «неполноценность», «инвалидность» ), в соответствии с которыми формируется система социального обеспечения и государственная поддержка в получении образования, социальные выплаты, пенсии, трудоустройство и тому подобное. В качестве примера реализации права на образование, отдельные государства Европы принимают нормативные акты о введении специального образования для инвалидов, в том числе
1881 Норвегия - Закон об обязательном обучении глухих;
1887 Швеция - Закон о начальном образовании бедных и слабоумных детей;
1893 Англия - Закон о начальном образовании глухих и слепых;
1896 Швеция - Закон об обучении умственно отсталых детей.
В то же время в некоторых государствах создаются специализированные медицинские учреждения по реабилитации и адаптации соответствующих категорий граждан. Эти изменения свидетельствуют о становлении в отдельных государствах системы инклюзивного образования и профильных медицинских учреждений, признание на законодательном уровне права на специализированное обучение и реабилитацию инвалидов. Наряду с этим внедряется система пенсионного и социального обеспечения в большинстве развитых стран Западной Европы путем создания системы страховых учреждений, которые по принципу накопления добровольных и обязательных взносов гарантируют выплаты работникам в случае инвалидности, профессиональных заболеваний и т. д.
На территориях России этот период характеризуется определенной системой органов государственной власти, уполномоченных на реализацию прав инвалидов; деятельностью богаделен, братств, домов инвалидов, организаций заботы; появлением специализированных образовательных учреждений; урегулированием на законодательном уровне социального и пенсионного обеспечения, что требовало начала деятельности врачебной экспертизы трудоспособности. В связи с этим возникает необходимость проанализировать указанные выше устои исследуемого периода.
Становление системы органов государственной власти, уполномоченных на реализацию прав инвалидов и их взаимосвязь с другими организациями.
1. Земские учреждения, общественные управы и их взаимосвязь с другими организациями.
В результате земской реформы, функции по оказанию помощи мало защищенным слоям населения были в большинстве губерний переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу. Земства участвовали в финансировании содержания домов для умалишенных, благотворительных учреждений. Забота о слоях в городах осуществляли общественные управы, предоставляя такие виды помощи:
1) в виде денежных выплат;
2) содержание в закрытых учреждениях.
Появляются благотворительные общества при больницах, которые помогали решать проблемы неизлечимых, страдающих заболеваниями или ослабленных после болезни людей.
2. Центральный орган государственной власти заботы за глухими, который был создан в 1898, свою деятельность направил на адаптацию лиц с ограниченными функциональными возможностями в общественной жизни, защиту их прав и свобод, а также взаимосвязь с организациями опеки над инвалидами.
Губернаторы и градоначальники.
Согласно Уставу об общественной опеке, государственная система обеспечения прав инвалидов возлагалась на губернаторов и градоначальников. Надзор за заботой о бедных, немощных осуществляла также и полиция. Лекарственные экспертизы трудоспособности, деятельность которых была начата путем создания сети лечебно-консультационных бюро, основанны на частной форме собственности. Недостатком в их функционировании было то, что они в основном защищали интересы работодателей, в связи с чем вся ответственность предпринимателей за причиненный вред здоровью работника на производстве переводилась на рабочего.
В это же время создаются специализированные образовательные учреждения для инвалидов и страхование работников в связи с увечьем и болезнью; осуществляется привлечение инвалидов к труду; назначается пенсионное обеспечение по инвалидности; создается специализированный Совет по делам страхования рабочих, деятельность которого была направлена на соблюдение прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
Итак, анализ исторических фактов свидетельствует, что период становления социального обеспечения и государственной поддержки инвалидов второй половины XIX - начала ХХ в. имел такие особенности, как развитие пенсионного обеспечения натурального и денежного характера отдельных слоев населения; расширение системы учреждений общественного призрения; создание государственных органов, сфера деятельности которых распространялась на опеку лиц с различными проявлениями инвалидности; возникновение добровольного и обязательного страхования рабочих на предприятиях в случае временной или стойкой утраты трудоспособности; создание учебных заведений для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)