Послесловие
Наши глаза постепенно привыкают к виду инвалидных детских колясок на улицах. Их везут мамы, папы, старшие братья и сестры.
И если мы не будем вытеснять мысли, которые наверняка нас пугают, то сможем себе на минутку предоставить, как им, семьям с ребенком на коляске?
Конечно, двух одинаковых семей нет, но, очевидно, есть определенные вещи, особые вещи, которые отличают семьи с особыми детьми.
Наверное, как-то по-другому, по-особенному в них идет время. «Первый зуб - первое слово - первый шаг - первая воспитательница - первая учительница», в этом стандартном маршруте нет расписания, или оно имеет множество поправок.
Из дня в день семья с особым ребенком преодолевает трудности будней на фоне замедленного развития ребенка, огромных дополнительных нагрузок - физических и эмоциональных - постоянного чувства тревоги за ребенка, постоянной потребности в информации и страха ее услышать... Меняется ритм жизни, меняются отношения в семье, формируются новые отношения с окружающими. Из-за постоянной необходимости объяснять семья становится еще более уязвимой.
И очень часто семья, имеющая ребенка с особыми потребностями, может оказаться в изоляции, по крайней мере, в начале. Но если в семье, где родился здоровый ребенок, перестройка продолжается недолго, то в семье с особым ребенком на это нужно гораздо больше времени, сил и часто поддержки извне.
К сожалению, у нас в обществе еще очень сильны стереотипы восприятия инвалидности. И, поскольку семьи с особыми детьми против своей воли должны общаться со специалистами (периодические походы в поликлинику, «плановые» посещения больницы, получение инвалидного удостоверения и т. п.), им очень часто приходится слышать бездумные фразы, такие как «несчастный ребенок», « бедная мама», « пусть бы лучше отдали этого ребенка», « у ребенка ничего хорошего не будет»...
За что мы любим своих детей? За то, что они здоровы? Наверное, мы любим их безусловно.
Сколько еще нужно времени, чтобы разрушить стереотипы? Когда мы станем страной, где люди с особыми потребностями будут восприниматься не только как живущие среди нас, но и как являющиеся частью нас?
Неполноценность является частью жизни, она может в любой момент коснуться абсолютно каждого. Когда из нашего словаря исчезнут слова «патология» и «дефект» по отношению к ребенку с особыми потребностями, а скверный ярлык «ДЦПшник» перестанет закрывать его неповторимую улыбку, только тогда вместо диагноза можно будет увидеть РЕБЕНКА, который хочет радоваться жизни, иметь свой дом, любить маму и папу, и быть любимыми. Как и каждый из нас.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)