Три руководящих принципах универсального дизайна для обучения
Следовательно, большинство участников обсуждения согласовали три руководящих принципах универсального дизайна для обучения.
1. Множественные (гибкие) способы представления материала. Все ученики могут получать информацию и знания через различные средства. Это означает, что информация предоставляется в нескольких форматах: через объяснение учителя, коллективное обсуждение, отличные учебные задачи, с акцентом на визуальном, аудио и кинестетического способах восприятия.
2. Множественные способы выражения. Ученым обеспечивают различные возможности для демонстрации приобретенных знаний, умений и навыков. Другими словам, в процессе оценки используются различные, возможно нетрадиционные, методы в дополнение к привычной письменной контрольной или теста. Например, вербальные и / или визуальные презентации, непосредственное выполнение определенной деятельности и тому подобное.
3. Множественные способы привлечения позволяют учитывать интересы всех учащихся, создавать для них надлежащие вызовы и повышать уровень мотивации. Согласно этому принципу, учитель должен учитывать различия между учениками в плане их индивидуальных потребностей, стилей обучения, способностей и интересов, чтобы не только удовлетворять потребности каждого ребенка, а и помогать их проявить свои сильные стороны (Центр прикладных специальных технологий, 2009; Зефф, 2007).
В универсальном дизайне обучения мы исходим из того, что все ученики должны иметь доступ к куррикулуму и задачам, так же как и к зданиям, без дополнительных модификаций. При этом некоторые куррикулумы более подвержены такой обработке, чем другие. Например, типичную школьную программу Нового Южного Уэльса, Австралия, пока нельзя считать совершенной, но недавно для 7-10 классов был введен ряд новых учебных целей. Таким образом, расширенное содержание обучения охватывает новую сферу, которую принято называть «жизненными навыками». Это нововведение призвано способствовать лучшему удовлетворению потребностей детей с когнитивными нарушениями (Совет по вопросам образования Нового Южного Уэльса, 2008). Как следствие, введение новых целей в школьную программу дает учителям возможность выкладывать ее такой, какая она есть. Теперь им не нужно прибегать к модификациям, чтобы ввести составляющую жизненных навыков для некоторых учеников, как это было раньше. И несмотря небезосновательны упреки, что нововведение приведет к появлению отдельного куррикулума в переформатированном варианте, факт остается фактом: сегодня этот элемент содержания введен в обязательный учебный план обычной школы на государственном уровне. Поэтому обновленный куррикулум можно приветствовать как положительный. Ведь прежде всего его введения снимает много проблем, обычно возникающих в процессе адаптации и модификации программы, малопригодной для работы с широким контингентом учащихся.
Дифференцированное преподавание и универсальный дизайн В идеальном варианте, куррикулум, разработанный на принципах универсального дизайна, должен подходить для всех учеников и не нуждается в последующих модификациях. Идея универсального дизайна для обучения логично подводит нас к понятию дифференциации. С технической точки зрения, это два разных подхода, но мы убеждены в их неразрывной связи. Действительно, в условиях взвешенной реализации, они дополняют друг друга По нашему мнению, применение универсального дизайна автоматически означает дифференциацию куррикулума и методик его преподавания. В то же время, между двумя понятиями существует определенная разница. Как видно из формулировки, универсальный дизайн для обучения - это определенный способ организации деятельности по освоению материала программы таким образом, чтобы она была доступной для всех детей.
В свою очередь, термин «дифференцированное преподавание» в основном касается способа внедрения.
Это различие не такое простое, как кажется на первый взгляд.
«Универсальный дизайн для обучения» предусматривает не только планирование, а «Дифференциация» - не только его внедрение. Это обусловлено тем, что дифференцированный подход к преподаванию куррикулума необходимо применять еще на этапе его разработки (то есть дизайна); а способ построения учебных задач влияет на их внедрение (методику преподавания). Сложность этой взаимосвязи также отражена в статье Томлинсон и МакТай: «... дифференциация обеспечивает систематизированный подход к обучению разнообразного детского коллектива и является важной составляющей планирование в учебном процессе »(2006, с. 2). Отсюда следует, что при планировании модулей и уроков в инклюзивном классе учитель должен учитывать собственно содержание (что? или учебные задачи, которые подходят для всех учеников) и технологию их преподавания (как? или методы и приемы, пригодные для широкого диапазона учеников).
В первом издании этой книги авторы большое внимание уделяют модификации куррикулума как способа удовлетворять потребности всех детей. При этом мы исходили из того, что типовая программа (куррикулум) подразумевает подход для каждого ребенка, а поэтому педагоги должны модифицировать ее с учетом индивидуальных особенностей учащихся неоднородного контингента класса.
В соответствии с тогдашними взглядами, большинство учеников способны овладеть типовым куррикулумом без адаптации и модификации, и к ним следует обращаться только в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рост популярности новой концепции - универсального дизайна для обучения - помог осознать, что такие модификации необходимо продумывать с самого начала планирования, а не совершать их позже, в процессе подготовки целых модулей или отдельных уроков. Деппелер (1998) определяет пять аспектов учебной среды, где существует возможность для адаптации и модификации куррикулума. Изложенный ниже материал с предложениями о возможных адаптациях и модификациях отражает наши позиции в то время. Тогда считалось, что учитель осуществляет их на заключительном этапе на основе готового плана модуля или урока для всего класса и они адресованы только детям с особыми потребностями. По мнению авторов, эти рекомендации также актуальны в контексте дифференциации преподавания и универсального дизайна для обучения, где их следует учитывать в начале планирования.
Перед тем, как приступать к составлению планов, Деппелер (1998) советует подумать над несколькими вопросами, по куррикулуму и методикам его преподавания. Следует проанализировать наши педагогические подходы и куррикулум, который мы должны изучать с учениками, и определить, насколько они требует определенной интерпретации, чтобы сделать их пригодными для каждого ребенка; которым аспектам необходимо уделить особое внимание. Другими словам, эти вопросы помогают определить потенциальные барьеры для восприятие куррикулума и методики, о которых стоит помнить в процессе планирования Как в соответствии с принципами универсального дизайна для обучения, интерпретировать официальный куррикулум и превращать часто «сухие»
нормативные документы на насыщенную, содержательную и надлежащую учебную программу для всех учеников? Чтобы ответить на этот вопрос на практике, стоит проанализировать три основные категории, которые выделяет Деппелер. Они служат ориентиром для обеспечения доступного куррикулума.
Учебная среда Итак, с точки зрения принципов универсального дизайна для обучения (то есть использование различных способов представления материала, выражения и привлечения), необходимо соответствующим образом адаптировать учебную среду. Под этим мы понимаем пять ключевых аспектов среды на уроке, которые можно корректировать, причем делать это еще на этапе планирования. Это позволяет «подогнать» куррикулум и методику под нужды всех учащихся. Деппелер (1998) выделяет такие базовые категории: физическая среда, материалы, ресурсы, методика и ожидаемые результаты обучения.
Материалы Замечания Деппелера (1998) по подготовке материалов, пригодных для всех учеников, в основном касаются письменного формата. Однако очевидно, что сфера их применения гораздо шире. Акцент на печатных материалах свидетельствует о признании ведущей роли языка (в частности задач на основе чтения и письма в школе). Эта тенденция до сих пор остается актуальной. Итак, во-первых, предлагается сделать тексты более читабельными. Это означает, что некоторым детям необходимо предоставлять материалы, напечатанные крупным шрифтом, тогда как для других - увеличивать интервал между строками и использовать определенный тип шрифта. Ученикам, которые учат новый язык, помогут графические подсказки, например сопроводительные рисунки к тексту. Такие приемы облегчают процесс декодирования и понимания информации, поскольку текст становится более «дружественным» для ребенка и поэтому ученикам, которые сталкиваются с трудностями в этой сфере, не нужно прилагать дополнительные усилия на обработку печатного формата Еще одна стратегия для облегчения понимания материала - выделение важных моментов. Это поможет ученику сосредоточиться на ключевых характеристиках текста, сформировать базовое понимание главных событий или вопросов по определенному отрывке. Кроме подчеркивания и обозначения цветом, для выделение важного в тексте можно применять другой вариант этой стратегии - то есть, уменьшать объем второстепенных деталей и оставлять только самую необходимую информацию. На практике это означает удаление отдельных слов, предложений, абзацев и даже целых страниц. И хотя обычно такие приемы не дают читателю возможности оценить эстетическую сторону написанного, они позволяют осознать сущность изложенных в нем мыслей. Аналогично, полезным будет упростить оформление, в частности убрать любые отвлекающие и несущественные ссылки в конце страницы, диаграммы, рисунки.
Рядом с удалением второстепенной информации существует противоположная методика, которая тоже облегчает понимание текста и является эффективной для некоторых учеников. Речь идет о сопроводительных визуальных опор к тексту, помогающих его осмысливать. Этот прием распространен в обучении детей младшего возраста, которые опираются на «не текстовые» подсказки при чтении рассказов (Хиггинс, 1985). Его также можно применять для детей, не умеющих или только начинающих учиться читать, независимо от возраста. Так же, в работе с детьми с высоким уровнем навыков чтения сложные отрывки текста полезно сопровождать письменными примечаниями с объяснением тех же понятий простым языком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)